Экономист Алмас Чукин отметил важные, на его взгляд, события, произошедшие в Казахстане в 2015 году, и поделился своим видением того, почему республика, «грезящая индустриализацией», рискует не вписаться в наступающую новую промышленную реальность.
Автор: Алмас Чукин – экономист.
Событий, которые запомнились бы, было немного. Но все важные: № 1 – смена политики обменного курса Нацбанком; № 2 – опять не запустили Кашаган; № 3 – переход от Таможенного союза (ТС) к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и его расширение за счет Армении и Кыргызстана; № 4 – завершение процесса реорганизации Альянс Банка и БТА Банка и № 5 – значимый выход на ключевые роли поколения 1970-х – Акишев (Нацбанк), Байбек (Алматы), Смаилов (помощник президента) в дополнение к Бишимбаеву ("Байтерек"), который вообще 1980 года рождения.
Из мировых событий отмечу повышение ставки ФРС США.
Тенденция курса на реформы видна вполне очевидно, но вопрос качества и смысла проводимых реформ остается нерешенным. По сути, проблема изменений состоит в том, что пока господствует административно-командная идея в виде: надо чего-то «разрешить», а чего-то «запретить». Подход «давайте выделим на это миллиард тенге» больше не применяется.
Предприниматели, которые еще есть, в растерянности, поскольку старое все уже выбрано, а новых выгодных инициатив не видно. Начинающим предпринимателям вообще лучше, пока не поздно, отложить дела на будущее. В общем, в свободном рынке борьба в ближайшие годы будет идти скорее за выживание, нежели за развитие. Ну а уж тем, кто ходит на работу за зарплату, в такой ситуации лучше вообще не мечтать о лучшем и пытаться сохранить завоеванные позиции.
Главную опасность для мира в целом и для Казахстана в частности представляет новый этап, его называют четвертым, промышленной революции (или еще можно назвать вторым этапом постиндустриальной эпохи).
Успехи компьютеризации, дополненные теперь практически состоявшимся объединением в глобальные сети, привели к началу процесса вымывания среднего класса.
В XIX веке появление ткацких станков вызвало массовую безработицу среди ткачей и даже породило движение луддитов, разрушителей машин. Как известно, победили машины, и это пошло на благо человечества, луддиты занялись другими делами, а вместо них возле станков встали ткачихи. Победят машины-компьютеры и на этот раз, и люди приспособятся, но это произойдет не за один день и неодинаково во всех странах.
Пока мы тут грезили «индустриализацией», недостаточно усилий было вложено в образование молодежи, да и всего населения тоже. Наш человеческий капитал находится в ужасно опасном состоянии. Первая и главная проблема – мы не говорим по-английски. В мире все и вся существует на этом языке, и, если его не знать, это уже большое отставание с самого начала. Вторая часть этого «балета» – мы не перешли на западные технические стандарты. Вся промышленность от розетки до компьютера, все строительство от ямы до шпиля у нас еще где-то в ГОСТе и СНиПе, в то время как весь мир живет по другим правилам. Это как в анекдоте про фигурную отвертку в стране плоских шурупов.
Жить будет трудно, но страшного ничего не будет. Финансовые запасы государства позволят лет 7-8 протянуть и в этих обстоятельствах. Беда – если не будут сделаны необходимые жесткие перемены, для того чтобы подготовиться к 2020 и 2030 годам. Тогда будет опасность остаться интересной среднеслаборазвивающейся страной навсегда.