Автор: Евгений Кубеков, шеф-редактор Motor.kz
Отечественный рынок новых автомобилей переживает не лучшие времена, но до дна все еще далеко. В начале года официалам подпортили жизнь «российские проблемы» — нестабильный курс рубля сделал автомобили в соседней стране очень привлекательными для нашего брата. Если посмотреть данные по первичной регистрации в республике, только за первые два месяца 2015-го на учет поставлено 80 000 автомобилей! Тогда как наши дилеры продали всего 17 000 автомобилей. Стоить отметить, что не все автомобили завозились новыми, но легче от этого никому не стало. «Глотком свежего воздуха» стала первая в истории нашей страны программа льготного автокредитования, но и она касалась лишь продавцов автомобилей, собранных в РК.
Ну а когда интерес к перегону автомобилей из России упал, в августе громом среди ясного неба стало известие о свободном плавание тенге. Продажи рухнули впервые за последние несколько лет до менее 7 тысяч автомобилей в месяц.
Но куда интереснее «здоровье» отечественного автопрома. Вот как раз таки их, сборщиков, лихорадило не на шутку. Заручившись поддержкой государства и поставив грандиозные планы на будущее, производители столкнулись с большими проблемами – рынок просел почти в два раза, продукция наших сборщиков оказалась очень сильно привязанной к иностранной валюте, а конкурировать с автомобилями, собранными в России, у нашего автопрома никак не получается.
Как бы мы и ни старались перейти на новый качественный уровень, ничего из этого не выходит… Сборку по CKD-методу автомобилей SsangYong Nomad и Toyota Fortuner можно считать провалом года. А в топ-10 проданных автомобилей в октябре нет ни одного даже собранного отверткой казахстанского автомобиля. К концу года нашим автопроизводителям если удастся продать 17 000 автомобилей из общей цифры в 97 000 ожидаемых в этом году, то будет праздник. Одна надежда на второй транш субсидирования льготного автокредитования для автомобилей казахстанской сборки.
А здесь еще началась дележка общего «одеяла», яблоком раздора стали амбиции и разные шаги к общей цели основных автопроизводителей страны. Действовать одним фронтом, по всей видимости, желания у некоторых нет. Все как в шедевральной басне Крылова. Без особого шума в ноябре появился отраслевой союз «КазАвтоПром», инициаторами которого стали производители из ВКО. Видимо, присутствия в АКАБ (которая, собственно, и задумывалась для поддержки, в том числе и отечественного автопрома) оказалось недостаточно.