Автор – Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба, председатель Совета НАСО РК.
Уходящий год был одним из самых насыщенных с точки зрения коммуникаций и процессов на медийном рынке. Практически весь год наша компания плотно работала с госструктурами и нацкомпаниями. Бросается в глаза и мешает работать то, что многими PR до сих пор трактуется неправильно, зачастую имеет негативный оттенок. Поэтому, извините, но начну с дефиниции. PR, или связи с общественностью, – это все действия, которые производит организация или компания по выстраиванию отношений со своими целевыми группами и управлению свой репутацией. Работа с журналистами, клиентами, блогерами, общественными организациями, инвесторами и многое другие – все это подпадает под понятие PR-деятельности. Поэтому высказывание «перестаньте PRиться» равносильно тому, если бы вы сказали «перестаньте информировать свою общественность», а выражение «мы не PRимся, а информируем» является в корне неверным. Очень хочется, чтобы эти базовые вещи были ясны и не вызывали разночтений.
В сегменте государственных коммуникаций безусловными лидерами на информационном поле стали Национальный банк и тема девальвации, продолжающая доминировать над остальными. К новой команде во главе с Акишевым приковано пристальное внимание, а СМИ ожидают продолжения многолетней традиции Нацбанка давать регулярные пресс-конференции и брифинги. Первая половина года прошла под эгидой репутационного скандала ЭКСПО в связи с арестом господина Ермегияева, о котором написали и международные СМИ. В связи с этим и рядом других проектов вновь встает вопрос о системности внешних коммуникаций, их синергии с внутренними, а также наличии единого странового бренда, который Казахстан мог бы продвигать во всех своих проектах.
Усиление влияния социальных сетей уже не первый год остается устойчивой тенденцией. Информационные поводы формируются в соцсетях и мигрируют в традиционные СМИ. Отсутствие реальных дискуссионных площадок и плюрализма мнений на ТВ и в печатных СМИ дает еще больший расцвет этому каналу, горячим темам, формированию общественных групп, которые как никогда были активны в этом году. Кок-Жайлау, борьба с вырубщиками деревьев, экология Алматы и другие различные кампании снизу, которые на Западе называют grassroots campaigns, доставляют головные боли не только государству, но и бизнесу. Ведь этот канал коммуникаций становится основным и требует от компаний дополнительных ресурсов для digital-направления.
Активным трендом стало усиление присутствия госчиновников и депутатов в социальных сетях. Наверное, наиболее активные – Даулет Ергожин и Асет Исекешев – демонстрируют завидную открытость, самостоятельно отвечают на запросы и регулярно комментируют новости. Команда нового акима Алматы Байбека сделала ставку на Инстаграм как наиболее визуальный, популярный среди молодежи и наименее «рискованный» ресурс, который уже показал огромную востребованность двусторонней коммуникации власть – общество. Хорошим примером краудсорсинга можно назвать инициативу создания общественных советов. Однако, чтобы быть действительно эффективным, этот процесс должен стать полностью прозрачным, демократичным, без предварительной «фильтрации» тем и самих общественников.
Обилие внешнеполитических скандалов, трагических тем, терактов, военных действий – одним словом, постоянного потока негатива с разных каналов еще раз глубоко обнажило проблему качества контента и влияния отечественных медиаресурсов. Как сказал Досым Сатпаев, мы проиграли свои информационные войны. Общественное мнение в стране формируют чужие медиаресурсы, огромная часть жителей страны продолжает жить в российском информационном поле.
Экономический кризис медиа уже ощутили на себе через снижение рекламных бюджетов со стороны коммерческих компаний. В связи с этим ряд СМИ подписали обращение к Парламенту о возврате рекламы пива, которая стала бы существенной поддержкой в сложных экономических условиях. Снижается и государственный заказ, что с точки зрения развития конкурентного медиа рынка - несомненный плюс. Однако привыкшие долгие годы сидеть на «игле» дотаций многие отечественные СМИ, особенно в регионах, могут просто закрыться.
2015-й был сложным и насыщенным, 2016-й обещает быть еще сложнее с точки зрения ухудшения экономической ситуации, которая окажет влияние на рынок коммуникаций и медиа. Никаких универсальных рецептов нет. Кроме одного – засучить рукава и работать продуктивнее, эффективнее, креативнее.