USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.75$
+0.250
BTC
70753.90$
+1358.700

КОММЕРСАНТ: Великий тормозной путь

Высочайшие темпы роста китайской экономики, похоже, скоро станут историей. Китай замедляется на глазах, причем всерьез и надол...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Высочайшие темпы роста китайской экономики, похоже, скоро станут историей. Китай замедляется на глазах, причем всерьез и надолго. Впрочем, даже в этом состоянии он может стать тягачом мировой экономики. Кроме Китая надеяться следует разве что на научно-технический прогресс.

Начало 2012 года порадовало некоторым смягчением европейского кризиса, а вот макростатистика, поступающая из Китая, все больше печалит экономистов. За январь-февраль (с учетом сезонности и скачущего по этим месяцам китайского Нового года лучше смотреть данные сразу за два этих месяца) КНР свалилась в дефицит внешней торговли: $4,2 млрд. Налицо спад спроса на китайские товары на основном рынке сбыта — в Европе. Резко замедлился рост розничных продаж на внутреннем рынке, а также промышленного производства.

Плохи и другие показатели. Так, публикуемый HSBC индекс менеджеров по закупкам производственного сектора Китая PMI Manufacturing (хорошо коррелирующий с темпами роста ВВП) демонстрирует снижение деловой активности уже пятый месяц подряд. Такого в Поднебесной не видели со времен кризиса 2008-2009 годов. Причем недавно опубликованные предварительные данные за март показали ускорение падения: индекс резво откатился к уровню 48,1 (показатель ниже 50 указывает на снижение деловой активности). При этом снижаются все компоненты PMI — индексы новых заказов в промышленности, занятости, производства. Торможение китайской экономики становится все более очевидным, вопрос сейчас в том, насколько резким и продолжительным оно будет и готовы ли мировые рынки к новой реальности — относительно слабому росту Китая.

Анатомия роста

Почему развитые экономики, как правило, растут крайне медленно, а Китай последние 30 лет рос очень быстро? И как долго могут сохраняться высокие темпы роста, каков их предел? Ответы на эти вопросы может дать классическая модель долгосрочного экономического роста, автором которой является известный американский экономист Роберт Солоу.

Для начала стоит понять, что будет, если мы инвестируем в капитальные мощности (фабрики, заводы и т. п.) при неизменной численности населении. По мере строительства предприятий на них концентрируется рабочая сила, то есть население переходит с ручного труда на машинный. В этих условиях любой новый завод — это значительное увеличение производства: капитала мало, свободных рабочих рук много. Однако, когда капитала уже много, а вся дешевая рабочая сила уже занята, любой новый завод едва ли сильно увеличит производство. Этот феномен называется "уменьшающийся предельный продукт" — каждая дополнительная единица капитала дает все меньший предельный продукт, то есть экономическая отдача от новых инвестиций снижается.

В экономике инвестиции в производство решают две задачи: строительство новых мощностей и амортизацию старых (ремонт, замена оборудования). При этом по мере увеличения капитала его средняя производительность падает из-за описанного выше эффекта уменьшающегося предельного продукта. Однако амортизация растет пропорционально количеству имеющихся в экономике фабрик и заводов. В итоге, когда капитальных мощностей становится слишком много, расходы на ремонт превосходят доходы от них. Отсутствие притока новой дешевой рабочей силы также делает бессмысленным строительство заводов — на них уже просто некому будет работать.

В упрощенной модели экономического роста, где численность населения и уровень технологий приняты за константы, будет происходить следующее. Пока капитала мало, он продуктивен: дает большую отдачу, его добавление превосходит выбытие, поэтому экономика растет быстро. Если же капитала много, он становится малопродуктивен: дополнительный продукт не покрывает амортизацию, капитал (и ВВП) уменьшается. Фактически, по Солоу, экономика должна рано или поздно достигнуть стационарного состояния, когда добавление капитала равно его амортизации, то есть это точка, в которой экономика перестает расти за счет инвестиций (капитала становится столько, что инвестиций хватает только на его поддержание).

Инвестиции — хорошо, а наука — лучше. Модель Солоу хорошо объясняет и китайское чудо, и более ранние наблюдения, например быстрый экономический рост в послевоенной Германии, Японии, бум в Южной Корее и на Тайване. После Второй мировой войны в Германии и Японии капитальные мощности были разрушены. Было много дешевой рабочей силы при малом капитале, значит, предельная отдача от капитала была большая. И действительно, эти страны до 1970-х годов росли значительно быстрее Америки (Германия — 6% в год, Япония — 8%, США — всего 2%).

Но все более ранние примеры показывали, что бесконечный быстрый инвестиционный рост невозможен, рано или поздно экономика вырастает до своего стационарного состояния, и, чтобы расти, ей приходится опираться не только на инвестиции, но и, прежде всего, на научно-технический прогресс — куда более опосредованный фактор. Собственно, это и есть основной вывод из модели Солоу: источником долгосрочного роста может быть только технический прогресс, а инвестиционный рост быстр (при наличии благоприятных институциональных предпосылок), но ограничен по времени. Только благодаря научно-техническому прогрессу удается не только поддерживать неизбежную амортизацию множества капитальных мощностей в развитых экономиках, но еще и как-то расти.

Но рост этот уже не тот, что прежде: и Германия, и Япония, и США, да и практически все развитые страны с радостью росли бы сейчас на 3% год, но и этого не могут. Ведь к насыщенности экономики капиталом добавляется негативный демографический тренд (численность трудоспособного населения не постоянна, как в модели Солоу, а уменьшается). В период 2000-2008 годов среднегодовые темпы роста ВВП в США, еврозоне и Японии составляли 2,5%, 2% и 1,2% соответственно.

И это в экономически благоприятный период. И это рост, в значительной степени сфабрикованный за счет кредитного бума, за который Запад расплачивается начиная с 2008 года и все никак не может расплатиться. Китайские 10% в год возможны только на этапе бурного инвестиционного оживления при наличии дешевой рабочей силы, и, похоже, для самого Китая такие показатели уже скоро будут историей.

https://www.kommersant.ru

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.