Для «КазМунайГаза» наиболее привлекательным будет вариант приватизации компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» (КМГ-ПМ) «одним пакетом». В таком случае возникнет синергетический эффект и доля может быть оценена выше, чем если бы приватизация осуществлялась по частям. Такое мнение высказал Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz о том, какой из озвученных вариантов продажи в частные руки части КМГ-ПМ будет наиболее выгодным для КМГ как для материнской структуры.
На прошлой неделе председатель правления фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев сообщил о том, что планируется приватизация контрольного пакета даунстрим-«дочки» КазМунайГаза – «КазМунайГаз – переработка и маркетинг». Рассматривается три возможных варианта этого процесса: продажа 51% акций в целом; продажа «отдельно всех трех НПЗ»; обмен пакетами акций с потенциальными партнерами.
В настоящее время в павлодарском заводе (ПНХЗ) КМГ-ПМ имеет 100-процентную долю, в атырауском (АНПЗ) – 99,53%, владение шымкентским предприятием (ПКОП) осуществляется на паритетной основе с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
Обмен заинтересует крупного игрока
Если рассматривать подробнее озвученную главой «Самрук-Казыны» информацию, то можно предположить, что три завода могут оказаться у разных владельцев – если их будут продавать по отдельности. Будет ли это действенным решением, либо эффективнее и правильнее для компаний и всей отрасли нефтепереработки республики найти этим активам одного потенциального владельца?
Приватизация по частям, когда у каждого НПЗ будут свои владельцы, эффективнее, поскольку в таком случае появится хоть какая-то конкуренция и не будет монопольного положения на рынке нефтепереработки, считает Галим Хусаинов.
«Но технологическое и финансовое состояние каждого предприятия разное, поэтому может получиться так, что продадут наиболее ликвидные заводы, а неликвидные останутся на балансе КазМунайГаза, и это его не устроит», – предполагает эксперт.
Вместе с этим он уверен, что если будет выбран вариант продажи 51% акций КМГ-ПМ, НПЗ в этом смысле обязательно войдут в сделку: существующие заводы – основа этой компании.
Если говорить об обмене пакетами акций с потенциальными партнерами, то, по мнению Галима Хусаинова, этот вариант может заинтересовать только крупного игрока, который при обмене не потеряет контроль над своим бизнесом и получит контроль над существующими активами КМГ-ПМ. «Другими словами, это обмен контроля на портфельные инвестиции в хорошую компанию. По такому критерию могут подойти только крупные иностранные компании», – поясняет аналитик.
Заводы по отдельности, заводы одним лотом
Говоря о том, какие риски могут возникнуть при реализации предложенных вариантов приватизации КМГ-ПМ, Галим Хусаинов отмечает, что риск продажи одним лотом трех заводов – это создание монополии на рынке нефтепродуктов. Вкупе с отменой государственного регулирования цен на ГСМ (в настоящее время из ранее регулируемых марок в свободном плавании находится АИ-92/93, АИ-80 и дизтопливо пока остаются под ценовым контролем – ред.), может повлечь за собой повышение цен и невозможность развития отрасли в целом.
«Риск продажи по частям – выявление «котов в мешке», это повлечет за собой признание убытков на уровне КМГ, что не очень хорошо для нацкомпании. Но этот вариант позволит увеличить конкуренцию на рынке нефтепереработки и стимулировать реконструкцию заводов», – говорит аналитик.
АЗС плюс НПЗ: что нужно рынку?
Глава фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев сообщил о том, что автозаправочные станции КазМунайГаза также предлагается включить в процесс будущей приватизации. «И в большей части использовать тот опыт, который приобретен КМГ-ПМ, использовать механизмы франчайзинга. Для этого, возможно, понадобится внести определенные изменения в законодательство», – сказал он.
«Если АЗС продадут отдельно от заводов, то это наиболее оптимальный вариант с точки зрения рынка. Но при продаже пакетом с заводами их рыночная стоимость может быть выше, так как будет происходить вертикальная интеграция», – комментирует Галим Хусаинов. Эксперт поясняет, что при продаже заводов не единым лотом, а по отдельности, возникает вопрос разделения заправок между ними, что вызовет сложности, так как не в каждом из трех НПЗ КазМунайГаз через свою «дочку» имеет 100-процентную долю.
В годовом отчете КМГ-ПМ за 2014 год приводится такая информация: сеть автозаправочных станций состоит из 320 АЗС, АГЗС (автомобильная газозаправочная станция, – ред.) и АЗС-АГЗС; соотношение между расположенными в городах и на трассах – 43% и 57% соответственно. Сетью управляет 100-процентная «дочка» КМГ-ПМ – КазМунайГаз Онимдери.
Доля КМГ-ПМ на розничном внутреннем рынке нефтепродуктов достигла 16,7%, согласно указанному отчету. Объемы реализации нефтепродуктов составили: в 2014 году – 1521 тыс. тонн (58 тыс. тонн – опт, 1463 тыс. тонн – розница), в 2013-м – 1281 тыс. тонн (74 тыс. тонн – опт, 1207 тыс. тонн – розница), в 2012-м – 1138 тыс. тонн (60 тыс. тонн – опт, 1078 тыс. тонн – розница).