Разработать новую программу приватизации и включить в нее все объекты государственной собственности – такое поручение обозначено в Послании президента от 30 ноября.
Вполне логично предположить, что идея объединения дочерних компаний КазМунайГаза – КазТрансОйла (КТО) и КазТрансГаза (КТГ) – определенным образом с этим связана.
Напомним: в середине ноября Умирзак Шукеев, председатель правления АО «Самрук-Қазына», высказал мысль, что КазТрансОйл и КазТрансГаз необходимо в будущем объединить. Причина: в настоящее время нецелесообразно иметь в составе КазМунайГаза (КМГ) две трубопроводные компании. «При этом вопросы торговли газом необходимо сосредоточить в одной компании, чтобы расходы, связанные с другими видами деятельности, учитывались отдельно и не попадали в тариф по транспортировке», – сказал он.
Аналитик, прокомментировавший центру деловой информации Kapital.kz вопрос возможной взаимосвязи процессов объединения и приватизации, не поддерживает эту точку зрения. «Вряд ли магистральные трубопроводы будут приватизировать», – считает директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов.
На третьем уровне
Тем не менее вопрос возможного объединения «дочек» национальной компании остается открытым: есть ли в этом необходимость и что это дает материнской структуре с точки зрения экономики и управления.
«Единственная видимая причина – оптимизация расходов. За счет объединения можно сократить часть административных затрат», – комментирует Жарас Ахметов.
«Одна из насущных проблем КМГ – недостаточный уровень внутренней интеграции и все еще высокая автономность дочерних организаций. В определенной степени это сдерживает реализацию стратегии компании», – высказывает мнение Камилла Манакова, нефтегазовый аналитик. Она отмечает, что руководство КМГ стремится повысить управляемость группой – на это указывает и то, что председатели правления дочерних компаний – КазТрансОйла, КазТрансГаза и «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» – недавно вошли непосредственно в состав правления КМГ.
«Большое количество уровней управления и дочерних компаний в группе КМГ также не способствует эффективности в группе при реализации единых политик и решений, каскадируемых из корпоративного центра КМГ», – продолжает аналитик. Она поясняет: что активы, которые формируют себестоимость продукции, выручку и содержат основной штат производственных кадров и мощностей, как правило, находятся ниже третьего уровня дочерних компаний. Именно там сосредоточены все мощности по добыче, транспортировке и переработке углеводородов.
«Поэтому слияние КазТрансОйла и КазТрансГаза, по сути, означает улучшение управляемости midstream (транспортировка нефти и нефтепродуктов. – Ред.) в группе КМГ и будет только способствовать росту внутренней интеграции», – считает Камилла Манакова.
По ее мнению, при правильной настройке бизнес-процессов в результате этого слияния могут исчезнуть многочисленные дублирующие функции в производственном и корпоративном секторе компаний, что, несомненно, улучшит консолидированные экономические показатели и управляемость группы КМГ в целом.
Финансовая динамика стабильна
Возможно ли, что причиной, по которой появилась необходимость в объединении транспортных активов КМГ, является их финансовое состояние?
«Судя по отчетам, финансовое положение обеих компаний вполне устойчивое», – дает характеристику Жарас Ахметов.
«Обе компании имеют стабильную динамику финансовых показателей, относительно устойчивый долговой портфель», – говорит Камилла Манакова.
По ее словам, финансовые показатели КазТрансОйла, несомненно, лучше, чем финансовые показатели КазТрансГаза. В частности, показатель прибыльности по первичной прибыли (EBITDA margin) значительно выше, и в целом он был одним из самых высоких в отрасли – 51% в 2014 году. Долг к EBITDA у КТО значительно ниже, чем у КТГ, у которого к тому же этот показатель резко вырос – с 1,57 в 2013 году до 2,45 в 2014 году и, говорит аналитик, по всей видимости, превысит установленную ковенанту в 3,5 в 2015 году. «Тем не менее даже в случае трудностей с покрытием долговых обязательств у КТГ в 2015 году это вряд ли выступило бы определяющим фактором при принятии решения о слиянии. Такие проблемы могли бы быть легко решены внутри группы КМГ в рамках существующей структуры управления», – заключает Камилла Манакова.
КазТрансОйл – нефтепроводная компания, оказывающая услуги по транспортировке нефти на внутренний рынок и на экспорт. Является пионером программы «Народное IPO» – выход на KASE в 2012 году, продано около 38,5 млн акций на сумму почти 27,9 млрд тенге.
КазТрансГаз – основная газоэнергетическая и газотранспортная компания РК, представляющая интересы государства на внутреннем газовом рынке и за рубежом.