USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
70.88$
-0.170
BTC
89515.30$

Зачем КМГ объединять транспортные «дочки»?

Эксперт усомнился в приватизации магистральных трубопроводов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Зачем КМГ объединять транспортные «дочки»?- Kapital.kz

Разработать новую программу приватизации и включить в нее все объекты государственной собственности – такое поручение обозначено в Послании президента от 30 ноября.

Вполне логично предположить, что идея объединения дочерних компаний КазМунайГаза – КазТрансОйла (КТО) и КазТрансГаза (КТГ) – определенным образом с этим связана.

Напомним: в середине ноября Умирзак Шукеев, председатель правления АО «Самрук-Қазына», высказал мысль, что КазТрансОйл и КазТрансГаз необходимо в будущем объединить. Причина: в настоящее время нецелесообразно иметь в составе КазМунайГаза (КМГ) две трубопроводные компании. «При этом вопросы торговли газом необходимо сосредоточить в одной компании, чтобы расходы, связанные с другими видами деятельности, учитывались отдельно и не попадали в тариф по транспортировке», – сказал он.

Аналитик, прокомментировавший центру деловой информации Kapital.kz вопрос возможной взаимосвязи процессов объединения и приватизации, не поддерживает эту точку зрения. «Вряд ли магистральные трубопроводы будут приватизировать», – считает директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов.

На третьем уровне

Тем не менее вопрос возможного объединения «дочек» национальной компании остается открытым: есть ли в этом необходимость и что это дает материнской структуре с точки зрения экономики и управления.

«Единственная видимая причина – оптимизация расходов. За счет объединения можно сократить часть административных затрат», – комментирует Жарас Ахметов.

«Одна из насущных проблем КМГ – недостаточный уровень внутренней интеграции и все еще высокая автономность дочерних организаций. В определенной степени это сдерживает реализацию стратегии компании», – высказывает мнение Камилла Манакова, нефтегазовый аналитик. Она отмечает, что руководство КМГ стремится повысить управляемость группой – на это указывает и то, что председатели правления дочерних компаний – КазТрансОйла, КазТрансГаза и «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» – недавно вошли непосредственно в состав правления КМГ.

«Большое количество уровней управления и дочерних компаний в группе КМГ также не способствует эффективности в группе при реализации единых политик и решений, каскадируемых из корпоративного центра КМГ», – продолжает аналитик. Она поясняет: что активы, которые формируют себестоимость продукции, выручку и содержат основной штат производственных кадров и мощностей, как правило, находятся ниже третьего уровня дочерних компаний. Именно там сосредоточены все мощности по добыче, транспортировке и переработке углеводородов.

«Поэтому слияние КазТрансОйла и КазТрансГаза, по сути, означает улучшение управляемости midstream (транспортировка нефти и нефтепродуктов. – Ред.) в группе КМГ и будет только способствовать росту внутренней интеграции», – считает Камилла Манакова.

По ее мнению, при правильной настройке бизнес-процессов в результате этого слияния могут исчезнуть многочисленные дублирующие функции в производственном и корпоративном секторе компаний, что, несомненно, улучшит консолидированные экономические показатели и управляемость группы КМГ в целом.

Финансовая динамика стабильна

Возможно ли, что причиной, по которой появилась необходимость в объединении транспортных активов КМГ, является их финансовое состояние?

«Судя по отчетам, финансовое положение обеих компаний вполне устойчивое», – дает характеристику Жарас Ахметов.

«Обе компании имеют стабильную динамику финансовых показателей, относительно устойчивый долговой портфель», – говорит Камилла Манакова.

По ее словам, финансовые показатели КазТрансОйла, несомненно, лучше, чем финансовые показатели КазТрансГаза. В частности, показатель прибыльности по первичной прибыли (EBITDA margin) значительно выше, и в целом он был одним из самых высоких в отрасли – 51% в 2014 году. Долг к EBITDA у КТО значительно ниже, чем у КТГ, у которого к тому же этот показатель резко вырос – с 1,57 в 2013 году до 2,45 в 2014 году и, говорит аналитик, по всей видимости, превысит установленную ковенанту в 3,5 в 2015 году. «Тем не менее даже в случае трудностей с покрытием долговых обязательств у КТГ в 2015 году это вряд ли выступило бы определяющим фактором при принятии решения о слиянии. Такие проблемы могли бы быть легко решены внутри группы КМГ в рамках существующей структуры управления», – заключает Камилла Манакова.

КазТрансОйл – нефтепроводная компания, оказывающая услуги по транспортировке нефти на внутренний рынок и на экспорт. Является пионером программы «Народное IPO» – выход на KASE в 2012 году, продано около 38,5 млн акций на сумму почти 27,9 млрд тенге.

КазТрансГаз – основная газоэнергетическая и газотранспортная компания РК, представляющая интересы государства на внутреннем газовом рынке и за рубежом.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.