По мнению председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулета Ергожина, при внедрении налога с продаж и отмене налога на добавленную стоимость (НДС) нагрузка на малый бизнес снизится. Об этом он заявил журналистам в кулуарах Налоговой конференции «Совершенствование налогового и таможенного администрирования в целях поддержки мер правительства по снижению доли теневой экономики и коррупции» в Алматы, об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
О налогах
Даулет Ергожин пояснил, какой эффект последует от перехода Казахстана от НДС к налогу с продаж, который планируется внедрить с 2017 года. «Этот вопрос (по отмене налога на добавленную стоимость. – Ред.) рассматривается. Я сторонник того, что либо должна быть нормальная система НДС, либо должен быть налог с продаж... По поводу эффекта (от НДС и налога с продаж. – Ред.) мы считали, у нас один к одному сходится», - отметил он.
«При этом (при внедрении налога с продаж. – Ред.) налоговая нагрузка для малого бизнеса снизится. У малого бизнеса нет пяти-шести «колен». Например, когда оказываются парикмахерские услуги, парикмахер же не стрижет через 5 человек, он получает деньги от клиента напрямую. Он подстриг, отдал 5% (налог. – Ред.) и о нем забыли. Но почему возникает вопрос (у предпринимателей. – Ред.)? Против те, у кого (в процесс производства – Ред.) 5-6 колен. Например, строительство больницы. Какой смысл в выстраивании четырех ступеней поставщиков? Если необходимо привезти кирпич, то купите его на кирпичном заводе (напрямую. – Ред.), цемент – на цементном заводе, арматуру – на арматурном заводе. Нет же бизнес покупает через шесть колен. Конечно, вот эти предприниматели, которые покупают через 6 колен, и раздувают стоимость - они против. Потому что у них реально доходы сократятся», - пояснил Даулет Ергожин.
Он считает, что у казахстанских предпринимателей «искаженное представление о НДС». Даулет Ергожин отметил, что этот налог является косвенным и его должны оплатить все, без исключения. Он привел в пример страны Европы, где по его словам зародился этот налог. «В разных странах по разному… Но минимальный порог (по его уплате. – Ред.) начинается с 500 евро», - пояснил он.
«Пороговое значение (по уплате НДС в Казахстане. - Ред.), которое на сегодня существует, порядка 300 тыс. долларов по старому курсу, по новому курсу ориентировочно 220 тыс. долларов, привело к тому, что у нас у большой части налогоплательщиков нет НДС, в результате этого страдает средний и малый бизнес. У среднего и крупного бизнеса нет вычета. Это касается всех строительных компаний, которые участвуют в госзакупках», - уточнил Даулет Ергожин.
Свое мнение по строительным компаниям высказала председатель Управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова. «Они не выглядят страдающими», - заметила она.
Даулет Ергожин отреагировал на комментарии. «Потому что они выстраивают схему, как избежать этого налога (НДС. – Ред.). Поэтому хочу сказать, что НДС должны платить все – это косвенный налог, не с прибыли. Он должен выплачиваться на всех стадиях», - считает он.
О таможенном контроле
«Буквально вчера (12 ноября. – Ред.) мы приняли решение по инвесторам, которые заключили контракты с Комитетом по инвестициям – это свыше 140 компаний, они включены в «зеленый коридор». Также было принято решение по ставкам (таможенных пошлин. – Ред.), которые будут взиматься на территории Казахстана», - сообщил глава Комитета госдоходов.
Даулет Ергожин пояснил, что при прохождении товара через «зеленый коридор» все процедуры сведены к минимуму. «Если компания платит все налоги… Порядка 40% всего потока на сегодня проходит по этому коридору. При этом поступления по «зеленому коридору» увеличились на 73%. Через «желтый коридор» проходят компании, которые имеют налоговую нагрузку менее 1-2%, его мы проверяем более тщательно. Через «красный коридор» проходит груз, когда нарушения (со стороны предпринимателей. – Ред.) очевидны, это когда поступила информация от службы экономических расследований», - добавил он.
Он уточнил, как будет работать схема. «Пришел инвестор, которые планирует построить завод (в Казахстане. – Ред.), ему нужно привести оборудование, стройматериалы, для импорта (необходимой ему. – Ред.) продукции – зеленый свет. Во-первых, он (инвестор. – Ред.) никуда не убежит, то есть это не фирма однодневка, с соответствующими именами (владельцев и руководителей – Ред.)… Предполагаю, что цифра в 140 будет расти», - отметил Даулет Ергожин.
Как сообщили в Комитете госдоходов, те компании, с которыми были заключены договора, будут импортировать в Казахстан различную продукцию. «Это горнорудная промышленность, нефтегазовая, перерабатывающая, есть игроки в сфере металообработки. Вскоре, будет завозиться оборудование по стекольному заводу, оно также попадет в «зеленый коридор». Это все, что связано с конкретным производством, это не коснется предпринимателей, которые ввозят спортивные костюмы, майки и тому подобное»,- заверил Даулет Ергожин.
О «письмах счастья»
В октябре предприниматели Алматы получили уведомления от фискальных органов, в которых налоговики призывали компании проиндексировать зарплату своим сотрудника. «в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». В частности, налоговые органы ссылались на то, что зарплата была «ниже среднеотраслевого показателя города Алматы». Устранить нарушения предприниматели должны были в течение 30 рабочих дней после получения такого письма. После таких уведомлений, представители бизнеса предположили, что эта инициатива была направлена на борьбу с зарплатами «в конвертах».
Даулет Ергожин прокомментировал ситуацию. «Мы провели соответствующую работу с департаментом госдоходов по Алматы, все письма отозваны. Соответствующий разговор у нас состоялся с руководителями районного управления, которые направляли эти письма. Этот вопрос закрыт», - заверил он.
О зарплате в конвертах
«Ежегодные поступления от индивидуального подоходного налога (ИПН) в республиканский бюджет увеличились на 15%. Здесь, конечно, есть составляющая роста заработной платы, особенно в государственных органах, нацкомпаниях. Также есть рост от поступлений МСБ. Конечно, есть проблемы (с отчислениями. – Ред.) в крупных городах, в небольших городах мы проблем с этим особо не видим. Почему? В небольших городах количество населения маленькое, охват (со стороны надзорных органов. – Ред.) хороший, все друг друга хорошо знают. В крупных городах, Алматы и Астане и в областных центрах, например в Атырау и Актобе, есть проблемы с занижением заработной платы.
Иногда бывает, когда мы берем срез по статистическим данным услуг, допустим, ресторанный бизнес и когда нам говорят, что средняя заработная плата в этом секторе составляет 25-30 тыс. тенге, то это вызывает определенные вопросы. В Астане мы провели анализ ресторанов, учреждений сферы питания, магазинов, и в некоторых точках мы повысили (официальную. – Ред.) заработную плату на 30-40%», - отметил Даулет Ергожин.
Он обратил внимание, что «здесь должна быть гражданская позиция самого человека, который работает, чтобы он требовал выплату нормальной заработной платы». «Почему? Если он получает небольшую заработную плату, (у него нет. – Ред.) отчислений в пенсионный фонд, социального обеспечения…Мы же не живем одним днем. Пройдет 10-20 лет, все поменяется, Казахстан будет шагать только вперед, у этого человека появятся дети и внуки, которым необходимо будет брать кредит на обучение, куда-то ехать за рубеж обучаться. Когда этот человек принесет справку о заработной плате, например, в банк или посольство, которая отразит, что у него была зарплата 200 долларов, то возникнут определенные обстоятельства. Во-первых, никто никуда не поедет, во-вторых банк не даст денег. И эта проблема будет повсеместно. Поэтому, думаю, что им (казахстанцам. – Ред.) самим стоит задуматься о своем будущем», - считает Даулет Ергожин.
О POS-терминалах
По словам главы Комитета госдоходов, сейчас с Министерством национальной экономики прорабатывается вопрос субсидирования поставок терминалов для МСБ через лизинг в рамках госпрограммы.
«Параллельно работаем с Нацбанком по вопросу снижения банковских комиссий, которые являются одним из тормозов внедрения оплаты с использованием POS-терминалов…В конце ноября, в начале декабря, думаю, мы обсудим с финрегулятором вопрос транзакций. Также обсудим второй вопрос – обналичивание средств в банках второго уровня», – добавил Даулет Ергожин.
Он обратил внимание, что стоимость POS-терминалов для предпринимателей, которые захотят воспользоваться лизингом, вполне, доступна. По его словам несложно посчитать, что при стоимости терминала в 100 тыс тенге и сроке аренды 10 лет, ежегодный платеж составит 10 тыс. тенге.
Даулет Ергожин отметил, что при транзакции размер комиссии составляет 1-3%. «Основная проблема, которая влияет на такую высокую ставку – это отсутствие единого процессингового центра. Каждый крупный банк имеет свой процессинговый центр, соответственно он и указывает комиссию в радиусе, ориентируясь на понесенные им затраты. Банкам нужно будет время, чтобы договориться об объединении своих процессинговых центров, чтобы они стали долевыми участниками единого процессингового центра – станут зарабатывать (на размере комиссий за совершение транзакций. – Ред.) чуть-чуть меньше. Банки все-таки должны понимать, что когда начнутся транзакции по безналичным платежам, то у них на счетах увеличится безналичная часть. То есть их ликвидность вырастет», - уверен глава Комитета госдоходов.