USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70719.50$
-127.100

Бензин равняется на рубль

Цена бензина марки АИ-92 будет зависеть от курса рубля

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бензин равняется на рубль - Kapital.kz

Цена бензина марки АИ-92 будет зависеть от курса рубля в ближайшие несколько месяцев. Такая фраза позвучала из уст министра энергетики Владимира Школьника во время его выступления на пресс-конференции во вторник, 22 сентября. Автолюбителей это немало удивило, ведь ранее главным аргументом движения цены вверх-вниз называлась стоимость нефти на мировом рынке. Аналитики прокомментировали «Капитал.kz», каким образом стоимость социально значимой марки бензина на казахстанском рынке может зависеть от курса валюты соседнего государства.

При потребности в 3 млн тонн Казахстан импортирует 1 млн тонн – в основном из России. В соседнем государстве, по информации Владимира Школьника, литр АИ-92 «на колонке» стоит 143 тенге, у нас – в среднем 125 тенге. «С учетом того, что мы покупаем его там по оптовым ценам, а они ниже, и соответствующих налогов с Российской Федерации нет (в стоимости импортируемого топлива, – ред.), мы только наши налоги – акциз – накладываем. Поэтому сейчас выгодно возить», – сказал министр в своем выступлении. В настоящее время, по его словам, запасы 92-го бензина достаточны. Иллюстрация в цифрах: в августе на ожиданиях дефицита было завезено 74 тыс. тонн бензина марки АИ-92, на сегодняшний день уже доставили в Казахстан 41 тыс. тонн, сейчас резервы составляют 214 тыс. тонн. Для сравнения: в прошлом году в хранилищах имелось 90 тыс. тонн (в аналогичный период, – ред.).

При этом ходовая марка подешевела практически в два раза в долларовом выражении. В прошлом году при цене 128 тенге и курсе 150 тенге за доллар литр стоил 80 центов, сейчас цена – 125, курс – 270, значит, литр стоит 40 центов, привел расчеты глава энергетического ведомства. «Но мы-то ведем счет в тенге, поэтому стоимость бензина зависит от того, какой будет курс рубля в Российской Федерации через месяц, два, три, и какой будет плавающий курс тенге по отношению к доллару тоже в ближайшие три месяца», – отметил Владимир Школьник. Добавив при этом, что если ему дадут «этот прогноз хотя бы чуть-чуть», он скажет, что будет с бензином.

Причем здесь рубль?

По мнению Акбара Тукаева, советника генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС», министр энергетики, скорее всего, просто сделал акцент на том факторе, который в настоящее время с его точки зрения оказывает наибольшее влияние. Вместе с тем в перечень факторов, определяющих стоимость бензина на казахстанском рынке, входят и цены на нефть, и вопросы окупаемости по проектам «КазМунайГаза», и наличие и состояние автотранспорта, и антимонопольное регулирование. Аспектов много. «Вопрос, как регулировать цены на бензин, поднимается в последние несколько лет. Проведены определенные исследования, получены рекомендации международных структур и экспертного сообщества: необходим комплексный учет факторов, без привязки к какому-либо одному», – говорит эксперт.

По мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики МОН РК, возникшая ситуация – акцент на рубль – это следствие того, что в сентябре два нефтеперерабатывающих завода, атырауский и павлодарский, становятся на ремонт. «Значит, основная масса горючего, которое должно было быть произведено на этих заводах, выработано не будет. Поэтому придется замещать его российским бензином. Отсюда и идет разговор о зависимости от котировок рубля», – говорит собеседник. Плюс конец года. По мнению спикера, доля российского АИ-92 на казахстанском рынке может увеличиться с 30% до 50% в IV квартале. «Это краткосрочная ситуация. Когда заводы после ремонта вступят в действие, поток нашего горючего пойдет на рынок», – уточняет Олег Егоров.

«В формуле предельных цен на розничную реализацию ГСМ (которая сейчас не распространяется на АИ-92) имеется коэффициент «курс доллар/тенге», непосредственно определяющий конечную стоимость нефтепродукта. Исходя из данной формулы, прямой зависимости цен на ГСМ от курса рубля нет», – продолжает тему Камилла Манакова, нефтегазовый аналитик. Она поясняет: косвенная зависимость от российского рубля выражается коэффициентом «условное среднее значение транспортных расходов по доставке нефтепродуктов от рынков Европы до границы Казахстана». Этот коэффициент включает в себя стоимость перевозки нефтепродуктов морским танкером от порта Новороссийск до Средиземноморья, расходы по перевалке и стоимость железнодорожной транспортировки от порта Новороссийск до границы Казахстана. «То есть подорожание данных транспортных услуг через Россию отражается на стоимости отечественных ГСМ», – комментирует эксперт.

Пока рубль не «грянет», литр не подорожает

Выступая на пресс-конференции, Владимир Школьник вспомнил свой предыдущий прогноз – что свободная стоимость АИ-92 может колебаться в пределах 140-150 тенге за литр. «Всегда говоришь с запасом, слава богу, прогноз оказался неточным. Сейчас цена у нас 125», – отметил он. Вместе с тем, по его мнению, на 140-150 мы можем выйти «при самых неблагоприятных соотношениях курсов».

Высокая зависимость от российского бензинового импорта вынуждает Казахстан следить за ситуацией в экономике соседнего государства. В последний год рубль показывал волатильность: он и ниже 50 рублей за доллар падал, и выше 70 поднимался. Сейчас – 66-67. «Российская экономика сейчас готова удерживать курс в пределах 65-75 рублей за доллар, и, я думаю, россияне будут стремиться придерживаться этих цифр как минимум до конца года. Минэнерго нужно ориентироваться на этот коридор, потому что роль играют не только экономические, но и политические, валютные аспекты, девальвационные ожидания. Если руководство Минэнерго говорит, что мы должны следить за российской валютой, то надо соответствующий анализ проводить, а не просто следовать постфактум», – комментирует Акбар Тукаев. По его мнению, если курс рубля перевалит за указанный коридор, то, вполне возможно, в Казахстане начнут расти цены на бензин.

Говоря о зависимости от курса рубля, Камилла Манакова отмечает, что при укреплении российского курса в ближайшие месяцы неминуемо подорожают импортируемые из России нефтепродукты, которые составляют около 30% казахстанского рынка ГСМ. С другой стороны, при удешевлении курса рубля и снижении цен на российские ГСМ, импорт их из России увеличится. «Перенасыщение российским бензином на отечественном рынке может привести к затовариванию казахстанских НПЗ вплоть до их остановки», – предполагает аналитик, как могут развиваться события.

По мнению Камиллы Манаковой, поскольку сейчас цены на АИ-92 будут определяться непосредственно рынком, курс рубля к доллару и курс тенге к доллару будут оказывать примерно одинаковое влияние на стоимость бензина.

Интервенции воздействуют на бензин

До того, как и в Казахстане, и в России началось обесценение национальных валют, рубль и тенге выдерживали паритет 1 к 5. В настоящее время – примерно 3,2-3,5. Олег Егоров считает, что когда это соотношение увеличится, возможно увеличение розничной цены АИ-92. Есть ли к этому предпосылки сейчас? Собеседник указывает на те интервенции, которые проводил Национальный банк, чтобы «умерить» взлетевший тенге. «Если у нас сегодня нет других возможностей – например, за счет экспорта – получать определенные валютные суммы, то происходят интервенции. Но бесконечно это делать нельзя, иначе мы опустошим свои золото-валютные резервы. Поэтому не исключена такая ситуация: интервенции прекратят, доллар опять взлетит – курс рубля к тенге изменится и, возможно, произойдет повышение стоимости литра бензина», – говорит аналитик.

Об интервенциях говорит и Акбар Тукаев. «По идее, тенге должен соблюдать пропорции по отношению к рублю так же, как рубль – по отношению к доллару. В идеале нельзя говорить, что курсы оказывают противоречивое влияние. Но по факту вполне возможна ситуация, когда тренды окажутся разнонаправленными из-за несколько своеобразной ситуации на нашем валютном рынке», – говорит аналитик. Если учитывать, что в России курс более или менее определился, то Министерству энергетики РК, вероятно, все-таки нужно ориентироваться больше на цены на нефть и курс рубля к доллару, чем на цены на нефть и курс тенге к доллару. «У нас пока невозможно догадаться, как поведут себя крупнейшие игроки на валютной бирже, и на сколько тенге может улететь вверх или вниз по отношению к доллару. Получается, сейчас курс тенге складывается не из объективных факторов, а из субъективных действий отдельных финансовых структур», – поясняет спикер.

Время работает на …

О том, что ситуация неопределенности цен на бензин внутри Казахстана продлится до окончания модернизации НПЗ, так или иначе говорят все аналитики. Камилла Манакова указывает на постоянно растущую стоимость этого проекта. «С учетом девальвационных процессов не исключено повышение цен на отечественные ГСМ после модернизации заводов», – говорит она.

Олег Егоров и Акбар Тукаев разошлись в оценке того, затянута или нет модернизация заводов: Олег Егоров считает, что все откладывается на потом при нежелании развивать выпуск топлива, нефтехимической продукции; Акбар Тукаев отмечает, что на преобразование НПЗ требовались миллиарды долларов, найти которые непросто. Тем не менее, оба аналитика сослались на позитивные прогнозы – что с 2016 года экономическое положение и Казахстана, и России начнет улучшаться и что в 2016-2017 годах закончится период низких цен на нефть. «И тогда наступит момент, когда будут внимательно отслеживать все процессы и, скорее всего, перейдут к подсчету экономической части повышения-снижения стоимости ГСМ», – говорит Олег Егоров. Несмотря на то, что есть и пессимистичные прогнозы относительно выравнивания ситуации – что это может произойти и через 5, и через 10 лет, Акбар Тукаев придерживается оптимистичного варианты.

Адекватный АИ-92

По словам Акбара Тукаева, в настоящее время нестабильны цены на бензин не только в Казахстане, но и в других странах. Так, например, в США в январе-феврале литр стоил порядка 60 центов, сейчас – более 70. Во Франции: в январе – 1,5, в мае-июне – 1,6, в июле-августе – примерно 1,5 доллара за литр. В Италия цена скачет в пределах 1,6-1,8 доллара за литр. Европа, испытывающая дефицит собственных ресурсов, обладает достаточными мощностями нефтепереработки, уступая в этом вопросе только США. То есть они могут получать нефтепродукты практически с заводов и вести более умеренную политику по ценам на бензин. Тем не менее на европейских рынках также происходят скачки.

Если говорить о соседях, то, например, в Туркмении, которую часто приводят как пример «бензинового рая» – с низкими ценами, льготами и т.д., этого рая уже давно нет, продолжает спикер. Более того, даже Ближний Восток столкнулся с нехваткой топлива: в целом по этому региону дефицит бензина составляет около 15 млн тонн в год. «При этом основную долю дефицита создают все ведущие нефтедобывающие страны региона», – говорит Акбар Тукаев. Он приводит такие цифры. В Саудовской Аравии собственное производство бензина составляет около 16 млн тонн в год, а потребление – 22 млн тонн в год. Соответственно, нехватка собственного бензина – около 6 млн тонн в год. В ОАЭ недостаток бензина уже 10 лет составляет около 1,5 млн тонн. В Ираке – около 3 млн тонн. В Кувейте только в 2005 году был профицит бензина.

На фоне всего этого как решить вопрос корректного установления цен на бензин, в частности на АИ-92, в Казахстане?

«Мое мнение: нужно вернуться к вопросу установления предельных цен на бензин», – говорит Акбар Тукаев. По его мнению, можно было бы определить 5-10 параметров и на их основе определять цены. Выносить решение об размере стоимости следует если не еженедельно, то хотя бы ежемесячно. Эксперт поясняет: в то время, когда стоимость АИ-92 регулировалась государством, цены не поспевали за движением стоимости Brent на мировом рынке. Это связано с очень длительным согласованием предлагаемых цен – Миннацэкономики, Минфин, Минюст.... Оперативность терялась в бюрократии. Но процесс можно было бы сократить. «Возможно, для Минэнерго можно было бы установить особый статус по этому вопросу, чтобы министерство единолично определяло и своим приказом без согласования с указанными госорганами устанавливало цены на бензин», – предлагает Акбар Тукаев. И тогда можно было бы оперативно и адекватно реагировать на изменения на мировом нефтегазовом рынке, от которых в той или иной степени зависит стоимость бензина на рынке Казахстана.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.