Новый республиканский бюджет, который будет рассматриваться в Парламенте, достаточно жесткий. Он оптимизирован, хотя и не критичен. В то же время части проектов, курируемых Министерством по инвестициям и развитию (МИР) РК, оптимизация республиканского бюджета не коснулась, потому что в них заложена большая составляющая казахстанского содержания. Об этом сегодня в кулуарах ХIII заседания Межгосударственного совета по промышленной безопасности государств - участников СНГ заявил вице-министр МИР Альберт Рау, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Альберта Рау, оптимизация основного финансового документа на следующий год практически не затронет такую сферу деятельности, как строительство дорог. Потому что здесь находится 100% казсодержания, а это рабочие места и заработные платы казахстанцев. Поэтому, по мнению Альберта Рау, те сегменты экономики, которые обладают очевидным мультипликативным эффектом и явным социальным подтекстом, искусственно сужаться через оптимизацию бюджетных программ вряд ли будут. Новый республиканский бюджет, по его оценке, хоть и жесткий, зато справедливый.
В то же время, по словам Альберта Рау, не все так печально в некоторых секторах экономики. Напротив, по некоторым параметрам экономика показывает заметный рост. В частности, вице-министр по инвестициям и развитию выделил машиностроение.
«С начала года темпы производства в машиностроительной отрасли у нас упали на 30%. Но сейчас мы посмотрели итоги августа и были приятно удивлены. Так, к примеру, в нише автомобильной промышленности мы показываем рост. Он составляет 7%. Этот подъем наметился за два последних месяца – июль-август 2015 года. Мы очень надеемся на то, что рост сохранится и в сентябре. Конечно, не стоит рассчитывать на то, что мы отыграем все 100% потерь, однако хоть что-то мы точно вернем», – заявил Альберт Рау.
Также вице-министр отметил, что соотношение рубля к тенге в пределах 4,5 – то, что сегодня установилось, «это тот примерный порог, когда наши промышленные предприятия и наш аграрный сектор начнут себя чувствовать, по крайней мере, нормально, а не на грани разорения».
По его словам, с начала года остановился наш экспорт не только на готовую продукцию, но и сырья в горно-металлургическом секторе.
«Мы даже окатыши не поставляем из Рудного в Магнитку, потому что россиянам просто невыгодно их брать: 50 лет брали, а сейчас не берут, все из-за курса. Надеюсь, что в октябре возобновятся поставки окатышей на Магнитку», – выразил надежду Альберт Рау.
Один из крупных проектов в сфере дорожного строительства – автобан Астана-Павлодар. Трасса строится с учетом прогнозов роста интенсивности движения на 20 лет вперед. Строящийся автобан рассчитан на проезд более десяти тысяч автомобилей в сутки с ежегодным ростом этого показателя
Эксперты отмечают особую значимость проекта Астана - Павлодар для казахстанской экономики: обновленная дорога свяжет регионы Казахстана с крупнейшими экономическими центрами Западносибирского региона Российской Федерации – Новосибирском, Омском, Томском и Республикой Алтай. Строящаяся трасса повысит транзитный потенциал Павлодарского региона, сократит время в пути следования грузов и товаров народного потребления. Существующая магистраль между городами Астана и Павлодар была построена еще в начале 60-х годов прошлого века. Ее транспортно-эксплуатационные качества не отвечают современным требованиям. Так, только в Павлодарской области грузооборот и пассажирооборот вырос более чем в два раза за последние семь лет, при этом именно дорога из столицы в областной центр Павлодарской области является одной из самых грузонапряженных транспортных артерий региона. Новая трасса строиться с учетом прогнозного роста интенсивности движения на 20 лет вперед. Автобан будет способен обеспечить проезд более десяти тысяч автомобилей в сутки с ежегодным ростом этого показателя. Трасса Астана - Павлодар после реконструкции станет дорогой первой технической категории с 4-х полосным движением. Покрытие – цементобетонное и асфальтобетонное. Выбор материала в АО НК «КазАвтоЖол» объясняют рядом неоспоримых преимуществ: экономических, экологических и эксплуатационных:
* Бетонные покрытия устойчивы к деформации, обладают способностью распределять нагрузку, выдерживают воздействие высоких и низких температур
* Материал устойчив к загрязнению и механическим воздействиям. Бетон легко содержать в чистоте.
* При сильных дождях на дороге не возникают колейных следов или продавливания грунтового основания.
* Бетонное покрытие практически не требует расходов на техническое обслуживание и ремонтные работы.
Благодаря масштабам проекта строительства трассы Астана - Павлодар, в регионе уже сегодня создано более трех тысяч новых рабочих мест. Подрядные организации не только привлекают к работе жителей местных населенных пунктов, но также активно сотрудничают с местными предприятиями по производству строительных материалов, которые обеспечивают большую часть потребностей в сырье. Кроме того, вдоль автомагистрали строятся два современных объекта придорожного сервиса в районе населенных пунктов Торгай и Шидерты, которые будут соответствовать международным стандартам, внедряемым АО НК «КазАвтоЖол» и Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Отдельного упоминания заслуживает безопасность дорожного движения, которая многократно улучшиться после ввода дороги в эксплуатацию. Барьерные ограждения, не позволяющие автомобилям выезжать на встречную полосу и съезжать с трассы в неположенных местах, устанавливаемые на дорогах первой технической категории позволяют сократить количество ДТП не менее чем в 3 раза, а уровень тяжести последствий и травматизма – в 8 раз.
Свыше 90% материалов, используемых при реконструкции дороги, производятся казахстанскими предприятиями. 80% подрядных организаций, задействованных на данном участке, также казахстанские. При этом иностранные подрядчики преимущественно нанимают работников из числа местного населения. К примеру, только на лидера казахстанского строительства, компанию BI Group приходится около 40% от всей длины трассы Астана - Павлодар (170 км), общей стоимостью строительства более 75 млрд тенге. Кроме строительства самой магистрали, BI Group реализует проект по строительству западного обхода г. Павлодар стоимостью 8,7 млрд тенге, а также арочного четырехрядного автомобильного моста через реку Иртыш, стоимостью 48 млрд тенге, который напрямую соединит будущие трассы Астана - Павлодар и Павлодар - Усть-Каменогорск.
Завершение работ на трассе Астана - Павлодар намечено на 2017 год. После этого дорога станет платной. Стоимость проезда будет определена Постановлением Правительства Республики Казахстан. Собранные средства будут идти на ежегодное содержание данного участка трассы. По подсчетам, в год содержание участка протяженностью 443 км составляет порядка 800 млн тенге. Исходя из вышеназванной цифры будет определяться стоимость проезда по трассе. Вместе с тем, мультипликативный экономический эффект от ввода в эксплуатацию новой скоростной магистрали позволит не только увеличить валовой региональный продукт, но и станет новой линией роста в будущем, которая соединит столицу Казахстана с ключевым промышленным центром республики.