USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
86.91$
+0.010
BTC
63617.80$
+1968.700

Между Китаем и Европой

Казахстан намерен стать одним из основных транзитеров Шелкового пути

Share
Share
Share
Tweet
Share
Между Китаем и Европой- Kapital.kz

Новый Шелковый путь, похоже, станет одним из крупнейших инфраструктурных проектов для Казахстана. Государство намерено вложить около $20 млрд в развитие транспортной отрасли до 2020 года. В случае успеха РК станет одним из основных транзитеров между рынками Китая и Европы, а также основным логистическим оператором среди стран Центральной Азии (ЦА). Речь идет о создании маршрутов через страны ЦА из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, главным образом из Китая в Европу. Маршрутный проект рассматривался еще в 90-е годы, но был временно отложен. В 2013 году проект перешел в практическую плоскость.

«Часть торгового оборота стран Азии и Европы вскоре достигнет триллиона долларов, и часть этого трафика уже идет через Казахстан в Россию и далее в Северную Европу. Если мы создадим надежный коридор через страны Центральной Азии и Кавказа в Южную Европу, то сможем многократно увеличить объем транзита в оба направления», – сказал министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев в конце прошлого года.

Пришли к консенсусу

Государственные программы развития ЦА тесно интегрируются с экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП). Новый маршрут позволит утроить объем перевозок грузов в целом до 50 млн тонн (из РК). Общий транспортный коридор по сравнению с альтернативными маршрутами имеет ряд преимуществ. Как таковых аналогичных коридоров на сегодняшний день практически нет. Есть альтернативный путь с моря с юго-востока Китая в Европу через Суэцкий канал или еще более длинный вокруг Африки. Время пути по нему занимает около 44 дней. Авиационное сообщение, как правило, работает с дорогими грузами, к тому же их доля в общем объеме невелика. Для автомобильного коридора среднее время в пути будет составлять около 10 дней.

Данияр Косназаров, эксперт, заведующий отделом по изучению ЦА и Каспийского региона Библиотеки первого президента РК, объясняет ситуацию так: «С одной стороны, ЭПШП связывает в одну взаимосвязанную цепочку государства, с другой – ощущается наличие конкуренции за право называться «транзитным хабом». Вместе с тем есть консенсусное понимание, что без Казахстана никак не обойтись. Свидетельство этому – функционирующие на территории РК три газопроводные ветки «Центральная Азия – Китай», а также ряд ключевых транспортных проектов, таких как магистраль Западная Европа – Западный Китай.

Развитие инфраструктуры выступает ключевым интересом Казахстана в контексте маршрута ЭПШП. Развитие проектов можно проследить в нескольких направлениях: транспорт, причем как железнодорожный, так и автомобильный, электроэнергетика и телекоммуникации. Пересечение интересов и совпадение общеэкономических целей создадут условия для взаимопроникновения и интеграции перспективных проектов Казахстана и ЭПШП.

«Для Казахстана, других стран ЕАЭС и стран Центральной Азии главное в ЭПШП — достижение модернизационного импульса для национальных экономик. А для этого необходимы колоссальные вложения в инфраструктуру, в чем и есть функция ЭПШП с точки зрения Казахстана и России. Значительным эффектом в этом смысле обладают проекты трансграничной инфраструктуры, в том числе транспортно-логистической инфраструктуры для обслуживания транзита через Казахстан и другие страны Евразии, создания возможности для перемещения товаров, услуг, рабочей силы. Для этого необходимы большие объемы инвестиций, длинные деньги», – говорит Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Интересы КНР

Китай рассчитывает на укрепление политических контактов между странами и стремится к использованию ресурсных и географических преимуществ, которые откроет экономический пояс. Однако подобная интеграция может привести к столкновению интересов стран, задействованных в проекте, так как пояс переформатирует отношения между ними. К основным целям ЭПШП эксперты причисляют три фактора: обеспечение энергетической безопасности, максимально благоприятного режима экспорта товаров и формирование экономического пояса между странами. К негативным факторам – использование Китаем ЭПШП в качестве доступа к сырьевым ресурсам.

«Внешняя политика КНР подчинена стремлению создать наиболее благоприятные условия для внутреннего развития страны. Китай стремится использовать ресурсные и географические преимущества центральных и западных провинций и раскрыть потенциал их сотрудничества с соседними странами. Совокупность этих факторов предопределила выдвижение идеи создания собственных интеграционных зон с опорой на использование колоссальных финансовых ресурсов. Политика стройная, взаимоувязанная», – говорит Винокуров.

7c8a32ec6e8f66786dc03e8ff29.png


Основным фининструментом Китая для реализации маршрута ЭПШП является Фонд Шелкового пути с уставным капиталом около $10 млрд, который страна намерена существенно увеличить. Вторым инструментом станет Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), членами которого являются Казахстан и Россия.

«Вместе с тем следует понимать: Китаю не все интересно из того, что интересно нам. Например, в плане транспорта Китай будет всячески продвигать «широтные» коридоры по направлению Восток – Запад. Но ему малоинтересны «меридианальные» коридоры по направлению Север – Юг, которые исключительно важны и для Казахстана, и для России (направления на Иран, Ближний Восток, в перспективе – Индию)», – уточняет спикер.

Главный по инвестициям

«Надо понимать, что Китаю, чтобы обеспечить внутреннюю динамику и стабильность, надо открываться миру и подстраивать его для себя с точки зрения проникновения во внешние рынки», – говорит Косназаров.

Чтобы проект успешно завершился, Китай в ближайшем будущем станет чуть ли не главным источником инвестиций в инфраструктуру стран Центральной Евразии. По словам Винокурова, модернизация или создание инфраструктуры усилит взаимную торговлю между странами. В долгосрочной перспективе – это может стать залогом роста других отраслей экономики, в том числе промышленности. «Для региона Центральной Евразии столь масштабный проект потенциально означает улучшение макроэкономической и социальной стабильности», – говорит собеседник.

С другой стороны, нельзя скидывать со счетов то, что Казахстан, участвуя в ЭПШП, крепко привязывает себя к экономической ситуации в Китае. Сегодня восточный сосед меняет драйверы роста – расширение экспорта, ориентация на внутренний спрос, увеличение внешних инвестиций. Получится ли у него – вопрос открытый. Если Поднебесной удастся успешно переформатировать модель экономики, то, соответственно, ЭПШП положительно отразится на нашей экономике. Если же нет – мы останемся сами со своими огромными долгами. Не надо забывать, что китайские инвестиции, по сути, это займы.

Ко всему прочему неизвестны условия кредитования и инвестирования нашей экономики китайцами. Чтобы разложить все пазлы, необходима публикации заключенных договоренностей. Поэтому говорить однозначно об ЭПШН еще рано.

Опыт Африки и Латинской Америки, где китайский бизнес осуществляет инфраструктурные проекты и прилично присутствует в добывающем секторе, показывает: необходимо четко устанавливать правила игры – прописывать квоты трудовых мигрантов, усиливать природоохранное законодательство и т. д.

«Нам надо хорошо с ними договариваться. Уже поздно говорить о том, что мы можем договориться на берегу, потому что процессы зашли уже очень далеко, – говорит Косназаров. – Но в целом Китай сам готов выстраивать гибкие отношения. Потому что для самого Китая очень много на кону и потерять лицо Пекину не хотелось бы. Не снят с повестки дня вопрос, как поведет себя Китай в будущем, будет ли он более агрессивен. Это важный козырь, которым мы должны умело пользоваться».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.