USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
-0.060
BTC
70463.20$
-383.400

Топливо с угольком

Перспективно ли производство в РК автомобильного топлива из угля?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Топливо с угольком- Kapital.kz

В Казахстане появится предприятие по переработке угля; предполагается, что выпускать оно будет в том числе бензин и дизельное топливо. В его строительстве примет участие китайская корпорация «Цинхуа» (China Kingho Energy Group). По просьбе делового еженедельника «Капитал.kz» эксперты оценили потенциал этого проекта и возможности Казахстана в углехимии.

Трехлетние переговоры совместной рабочей группы Министерства по инвестициям и развитию РК, Министерства энергетики РК, акимата Карагандинской области, нацкомпании «КазМунайГаз» и KAZNEXINVEST с китайскими инвесторами завершились в июле этого года. «Наряду с китайским инвестором – энергетической корпорацией «Цинхуа» – участниками проекта являются «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», а также отечественные угледобывающие компании», – сообщала тогда пресс-служба МИР РК. Параметры будущего проекта, согласно концепции, таковы: ежегодная переработка до 2,5 млн тонн угля с выпуском до 500 тыс. тонн синтетического жидкого топлива. Строительство намечено на 2017-2020 годы.

Дешевая нефть помогла углю

Углехимия – направление не новое в мировом масштабе. «Технологии получения синтетической нефти и нефтепродуктов из угля были разработаны в I половине XX века. Распространение получили лишь в отдельных странах. Более активно развиваются только в настоящее время», – рассказывает Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС».

В Казахстане есть хорошие традиции в этом вопросе – научные заделы, результаты работы еще советских ученых, продолжает аналитик. Но вопрос в том, что из-за высокой цены на нефть в последние годы, большого спроса на традиционные ресурсы и имеющихся возможностей Казахстан мог не отвлекаться на добычу нетрадиционных углеводородных ресурсов. «Это не позволяло пробиваться вот таким альтернативным подходам в энергетической сфере», – говорит спикер. По его мнению, снижение цен на нефть в определенной степени стало фактором, который позволяет комплексно смотреть на развитие экономики Казахстана – чтобы максимально снизить зависимость от традиционных видов добычи.

Запасы есть. Выбрать нужное

Если рассматривать перспективность этого проекта с точки зрения сырьевой базы, то нужно отметить, что Казахстан входит в десятку стран с крупнейшими доказанными запасами угля: 34 млрд тонн, 47 угольных месторождений. Добыча составляет около 114 млн тонн в год. Республика обеспечена углем более чем на 250 лет. При этом, отмечает Акбар Тукаев, около 60% балансовых запасов практически не вовлечены в эксплуатацию. «Реализация углехимического проекта позволит открыть принципиально новое производство в стране», – считает он.

Однако в этом вопросе нужно учитывать то, что не каждый уголь подойдет для подобного производства, продолжает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Он объясняет: процесс переработки заключается в том, что углеводородные фракции получают из угля с помощью высокого давления, большой температуры и в отсутствии воздуха. «От энергетического угля в таком производства будет мало толку, нужны коксующиеся угли. Поэтому, например, экибастузское сырье не подходит, поскольку это энергетический уголь», – комментирует эксперт.

Кто кому составит конкуренцию

Дефицит ГСМ в Казахстане – явление нередкое. Решить эту проблему планируется с помощью модернизации существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительства четвертого. В связи с этим возникает два вопроса: будет ли топливная продукция нового предприятия востребована на казахстанском рынке и будет ли она конкурентоспособна.

«Все зависит от масштабов производства и от того, где расположится завод», – говорит Олег Егоров. Если предприятие окажется вблизи месторождения – одно дело, если же придется возить исходное сырье за сотни километров, то к стоимости, естественно, добавятся транспортные расходы. Но в любом случае поначалу продукция будет дороже той, что выпускается из нефти. Аналитик поясняет: «преобразование» угля в бензин или дизельное топливо – процесс капиталоемкий. Это во-первых. Во-вторых, извлечение топливных фракций из угля будет не таким большим, как из нефти. В-третьих, будут необходимы дополнительные процессы для облагораживания полученной продукции, то есть получить, скажем, бензин АИ-92, АИ-95 в том виде, в каком мы привыкли, без дополнительного «колдовства» не получится. «Я думаю, конкуренции нефтеперерабатывающим заводам это производство не составит», – заключает собеседник. По его предположению, этот проект может быть экспериментальным: раз рассматривают серию проектов, «решили взяться и за такое дело».

Китай известен технологиями

Говоря о конкурентоспособности будущего производства, Акбар Тукаев отмечает, что раньше – когда технологии только появились – такая продукция имела себестоимость, которая в десятки раз превосходила себестоимость традиционного, нефтяного, топлива. Но технология с тех пор достаточно успешно развивалась, в мире накоплен опыт. У Китая в том числе. В частности, «Цинхуа» – крупнейшее частное предприятие этой страны по добыче, обогащению, коксованию угля и углехимии. «То есть в Казахстан корпорация придет не экспериментировать, а применять свои наработки в углехимическом направлении», – считает аналитик.

Нужно учитывать и то, что Поднебесная в плане обеспечения эффективности своего производства является одним из примеров для мирового сообщества. В китайской экономике используются достаточно эффективные и низкозатратные подходы. «И если аналогичные подходы будут применяться в проекте в Казахстане, то велика вероятность того, что производимое из угля синтетическое топливо будет пользоваться хорошим спросом и сможет на равных конкурировать с традиционными видами ГСМ», – считает Акбар Тукаев.

В то же время, продолжает Олег Егоров, отвечая на вопрос о необходимости создания в Казахстане такого производства, возможно, подтекст здесь такой же, как и в случае строительства малогабаритных нефтеперерабатывающих установок: всем известно, что качественных продуктов не получить, но все равно строят – для обеспечения нужд небольших регионов.

Эксперт не исключает и того, что китайские партнеры планируют строить завод для удовлетворения собственных нужд (пока условия контракта неизвестны). Предположение основывается на таком примере: когда компания из КНР завоевала право модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода с тем, чтобы выделять там ароматические вещества, она сказала, что ароматику может забирать себе на последующую переработку.

Перспективы – в газе, не в угле

По мнению Олега Егорова, гораздо более перспективное направление – газохимия, и «лучше бы занялись им вместо углехимии». Преимущество, во-первых, в том, что в мире уже отработаны технологии переработки газа. Во-вторых, из этого сырья можно произвести гораздо больше продуктов, чем из угля. Более того, каждый продукт, полученный на первом этапе газопереработки, а их может быть десяток, – чистый. В случае с углем продукты приходится очищать от десятков соединений, которые содержатся в исходном материале. Из каждого продукта первичной переработки газа можно произвести в последующем 10-20 наименований – сотни продуктов, которые используются практически в любой отрасли хозяйства. В этом эксперт видит экспортный потенциал.

Однако это направление – газопереработка – в Казахстане не развивается. Олег Егоров вспоминает, что в Карабатане хотели строить газоперерабатывающий завод. «Это нормальный проект был бы», – комментирует эксперт. Но идея с 2005 года так и не «сдвинулась с места».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.