АВТОР

Ольга Фоминских

26.08.2015 • 18:33 40796

Кризис в Казахстане продлится 2 года

Правительству необходимо стать более искренним

На прошлой неделе казахстанские власти признали, что страна находится в экономическом кризисе. Президент республики Нурсултан Назарбаев отметил, что нынешний кризис является глобальным и его последствий не удалось избежать никому в мире. «Предстоящие годы будут непростыми. Тяжелее, чем в предыдущие кризисы… Новые реалии, негативные тренды, которые мы сейчас переживаем – это совсем другое, охватывает все: и финансы, и особенно производителей, промышленность», – сказал Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями бизнеса на прошлой неделе. Сложность нынешнего кризиса заключается в том, что он вызван внешними причинами, обострившими внутренние противоречия. Аналитики расходятся во мнении, насколько он будет тяжелым – некоторые полагают, что пока существенного ухудшения экономических показателей не предвидится, другие считают, что казахстанцам придется жить в условиях, в которых россияне уже живут второй год.

Итак, на прошлой неделе Нурсултан Назарбаев отметил, что «мы живем в непростое время, так же, как и вся мировая экономика. За последний год наблюдается значительное ухудшение ситуации в мировой экономике. Вы все это наблюдаете. Здесь присутствуют наши основные экспортеры, малый и средний бизнес. Кризис развивается по всем направлениям. Затронул как развивающиеся, так и развитые страны. От этого шторма никто не может остаться в стороне». Глава государства подчеркнул, что, «исходя из экономической реальности, нам надо внутренне и вообще готовиться к тому, что жить придется при низких ценах на нефть. То есть пессимистический вариант взять надо на вооружение. Если будет хорошо, это будет в нашем кармане, а если будет так, то чтобы мы к этому были готовы. Поэтому надо научиться жить по средствам».

Экономическая турбулентность началась

Казахстан, по сути, еще не вышел из кризиса 2007-2009 годов, считает экономист Магбат Спанов. Это, по его словам, связано с тем, что государственные программы, направленные на преодоление кризиса 2007 года, не были до конца реализованы. «Идею программы «Дорожная карта», которую я в свое время предложил премьеру, правительство не завершило – была реализована лишь ее отдельная часть. С моей точки зрения она должна была состоять из нескольких частей. Но теперь она трансформировалась, и в ней нет законченности», – полагает эксперт.

Вся сложность текущей экономической ситуации заключается в том, что мир не успел восстановиться от предыдущей кризисной волны 2008-2010 годов, со своей стороны уверена Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари». По ее словам, для реабилитации и восстановления экономик нужны время, финансы и отсутствие внешних стрессов. «Все эти пункты исполнить не удается, Казахстан слишком зависим от сырьевого экспорта и цен на энергоносители. Отсюда и разговоры о спаде в экономике, и ситуация с девальвацией тенге, и остальные мрачные размышления о торможении системы и будущих кризисах», – отметила аналитик.

В целом же, считает Анна Бодрова, проблемы надо решать по мере их поступления: сейчас Казахстану нужно научиться жить в условиях плавающего курсообразования и инфляционного таргетирования. «Действия властей РК выглядят адекватными и своевременными: честнее девальвировать свою валюту одномоментно, чем полтора года не обращать на это внимания вовсе, как это делается в России», – заключила старший аналитик «Альпари».

О наступлении кризиса в РК свидетельствует негативная динамика ряда показателей, поделилась своим мнением с «Капитал.kz» Арина Мордвинова, эксперт Уральского центра Российского института стратегических исследований (РИСИ). В частности, отмечает она, в течение последних полутора лет наблюдается стабильное сокращение объемов экспорта. Россия и Китай остаются крупнейшими торговыми партнерами страны, и девальвация российского рубля, а затем и китайского юаня оказывает существенное негативное влияние на конкурентоспособность казахстанских производителей. «Одновременно увеличивается поступление на внутренний казахстанский рынок подешевевших российских товаров. Эти тенденции приводят к сокращению сальдо внешней торговли республики. Девальвация курсов основных торговых партнеров на фоне снижения мировых цен на нефть и металлы, составляющих основу казахстанского экспорта, являются основными причинами негативной динамики макроэкономических показателей и показателей внешней торговли республики», – подтвердила эксперт РИСИ.

Факторы, которые сказались

По словам Магбата Спанова, на нынешнюю ситуацию влияние оказывает такой фактор, как мировой передел, который начали американцы и который привел к глобальному кризису. «Видимо, они выбрали этот момент для того, чтобы спасти доллар как мировую резервную валюту, и для того чтобы сохранить свое мировое экономическое господство, для того чтобы эксплуатировать и дальше все население земного шара в свою пользу», – уверен экономист. Одним из внешних факторов он называет игру на нефтяном рынке Вашингтона, который хочет поставить на колени Россию, и, видимо, во многом это у него получается.

Однако, по его словам, большая доля вины в кризисе ложится и на казахстанское правительство. «На мой взгляд, более важны внутренние факторы – те деньги, которые поступили нам в период экономического бума начала 2000-х годов, главным образом были направлены на потребление, а не на накопление и инвестиции в основной капитал. В дальнейшем положение осложнила и экономическая интеграция – вступление в Евразийский экономический союз и ВТО, четко показавшие, что наша продукция и наши товары оказались неконкурентоспособными в силу низкой производительности труда и низкого инновационного потенциала. Наша товарная продукция морально и технически устарела», – уверен экономист.

«Те планы, которые пытались реализовать через ГПФИИР, к сожалению, были приняты достаточно поздно. К тому же не все программы и планы соответствуют реалиям дня. Плюс здесь замешаны интересы слишком большого количества людей, желающих получить деньги из бюджета», – считает Магбат Спанов. Сказалось и то, что с 2005 года государство стало резко наращивать свое присутствие в бизнесе, снизив долю частного предпринимательства и увеличив долю государственного сектора в экономике. «Это делалось правительством под лозунгом обеспечения национальной безопасности и установления своих справедливых правил. В итоге это привело к тому, что у нас вся экономика принадлежит нескольким монополистическим группам, которые определяют ценовые пределы. У нас нет конкуренции по любой товарной группе, позволяется небольшая конкуренция лишь в сфере услуг», – добавил эксперт.

Арина Мордвинова со своей стороны отмечает, что «извне» на казахстанскую экономику давят сокращение спроса на экспортную продукцию со стороны Китая и России, снижение мировых цен на нефть и металлы (в 2,4 раза и на 45,5% соответственно с июня 2014 года), девальвация российского рубля, неопределенная экономическая ситуация у стран – партнеров по ЕАЭС и основных торговых партнеров.

«Косвенное влияние оказывают и политические факторы, включая санкции, введенные странами Запада против России, и ответные меры Москвы, усложняющие экономическую ситуацию и укрепляющие неопределенность», – добавляет эксперт РИСИ. Все это, по ее словам, усиливает негативный эффект накопившихся в экономике страны проблем, включая низкую конкурентоспособность национальных производителей, высокую степень долларизации экономики и недоверие населения к национальной валюте. «Особенностью этого кризиса является уникальное сочетание политических и экономических факторов. Кроме того, кризис в РК вызван в большей мере внешними причинами, обострившими внутренние противоречия», – полагает Арина Мордвинова.

Полет в неизвестность

Аналитики расходятся во мнении относительно ВВП Казахстана. Анна Бодрова не прогнозирует заметного снижения темпов роста местного ВВП – в 2015 году, по ее словам, расширение экономики может составить 1,7-1,9% г/г. «Уровень безработицы останется в рамках значений 4,8-5,2%. Инфляция может задержаться в диапазоне 3,5-4,5%», – считает аналитик «Альпари».

Со своей стороны Арина Мордвинова уверена, что будет снижение темпов роста казахстанского ВВП в текущем году. По ее мнению, большинство факторов, спровоцировавших кризис, носит долгосрочный характер, а низкие цены на сырье, включая нефть и металлы, могут сохраниться в ближайшие несколько лет. «Отрицательные значения темпов прироста в 2015 году маловероятны, в том случае, если руководство страны сможет подавить спекуляции на валютном рынке и предотвратить рост цен на потребительские товары», – добавляет эксперт РИСИ. В целом же, подытоживает она, развитие экономики Казахстана в 2015-2016 годах во многом будет определяться конъюнктурой мировых рынков сырья.

По ее словам, при негативном сценарии стоит ожидать дальнейшего падения цен на нефть, вплоть до 30-35 долл./барр., что сократит валютные поступления в страну. В данном случае наиболее вероятно дальнейшее обесценение тенге с целью поддержки экспортеров и обеспечения конкурентоспособности казахстанских товаров. При этом сценарии «следует ожидать сокращения экономики на 2-3% в 2016 году. Даже при самом позитивном прогнозе восстановление конъюнктуры в 2015-2016 годах маловероятно, следовательно, благополучным сценарием для казахстанской экономики станет стабилизация цен на уровне 45-50 долл./барр., что грозит стагнацией экономики», – считает Арина Мордивнова.

Сразу после объявленного свободного курса экономист Айдан Карибжанов на своей странице в Facebook поднял вопрос о предстоящем падении ВВП. «Наша экономика «остыла» и начала сокращаться… Падение ВВП означает много нехороших вещей. Если упал, но быстро отскочил, то ничего. А вот если падение станет принимать затяжной характер, то сначала наступает рецессия, потом стагнация, ну а если надолго, то и депрессия. Симптомы неприятные – рост безработицы, снижение уровня жизни, падение уровня доверия к институтам власти и т.д.».

Экономист Магбат Спанов считает, что, говоря о Казахстане, острая экономическая нестабильность будет продолжаться в течение как минимум 2 лет.

Новая реальность

Арина Мордвинова полагает, что о наступлении нового мирового экономического кризиса свидетельствуют недавние события на фондовых биржах Китая и США. «Следовательно, о новой волне мирового экономического кризиса можно говорить уже как о состоявшемся явлении, а не потенциальной угрозе», – убеждена эксперт РИСИ.

Относительно прогнозов развития Казахстана, Арина Мордвинова отметила, что «При курсе на таргетирование инфляции и резкой девальвации тенге Национальный банк, вероятнее всего, попытается снизить негативные явления, сокращая денежную массу в обращении, что в сочетании с высокой степенью долларизации экономики приведет к нехватке финансовых ресурсов в реальном секторе. В первую очередь указанные тенденции негативно скажутся на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Разработка бюджета, исходя из цены в 30-50 долл./барр. и отказ от внешних заимствований, по ее словам, приведут к сокращению государственных расходов. Наиболее вероятно снижение расходов на национальную экономику. В связи с тем, что экспорт сырья является основой экономики Казахстана, в условиях кризиса первоочередная помощь будет оказываться нефтедобывающим и горнорудным предприятиям. Остальным секторам экономики придется заняться вопросами антикризисного управления и повышения конкурентоспособности самостоятельно.

В целом же, считает Арина Мордвинова, в условиях кризиса казахстанцы окажутся в ситуации, близкой к той, в которой россияне находятся второй год. «Предприятия с целью снижения издержек, вероятно, проведут ряд сокращений, что увеличит безработицу в стране до 7-8%. Учреждение оперативных штабов по контролю над ситуацией на рынке позволит удержать цены на товары первой необходимости. Однако рост цен на товары, особенно импортные, а также с высоким содержанием импортных компонентов, неизбежен», – отметила эксперт РИСИ.

«Казахстанцам, несмотря ни на что, стоит продолжать работать и верить в свою страну и в собственные силы», – считает Магбат Спанов. Следующему правительству экономист пожелал «меньше слушать иностранных советников и пользоваться не только монетарными методами управления экономикой, больше брать на себя ответственности, а также прислушиваться к населению, добавив, что правительству необходимо стать более искренним в отношениях с народом». 

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Нурсултан Назарбаев ГПФИИР Айдан Карибжанов тенге спад кризис РК Арина Мордвинова

26.08.2015 • 18:33 40796

Комментарии (70) :

    • Элько 27.08.2015 • 12:41

      хорошо, что не вечно это будет длиться. 2 года главное продержаться, что нить и изменится в течение это го времени. Нам необходимо наращивать свой внутренний рынок не завися от экономики дургих стран. Терпения нам!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

        • Evlampidii 31.10.2015 • 16:21

          Если получаешь зарплату в тенге, ипотеку, как и другие кредиты, нужно тоже брать в тенге! В этом случае проблем никаких быть не должно. Наоборот, в случае роста цен, вырастит и заработная плата, соответственно кредит станет «дешевле». Ну а тем кто брал кредиты в долларах конечно не позавидуешь, но с другой стороны кто им виноват? Зачем брать в займы в чужой валюте, мы ведь рассчитываемся в тенге.

          • Ответить • Пожаловаться на комментарий

        • Evlampidii 31.10.2015 • 16:35

          Если получаешь зарплату в тенге, ипотеку, как и другие кредиты, нужно тоже брать в тенге! В этом случае проблем никаких быть не должно. Наоборот, в случае роста цен, вырастит и заработная плата, соответственно кредит станет «дешевле». Ну а тем кто брал кредиты в долларах конечно не позавидуешь, но с другой стороны кто им виноват? Зачем брать в займы в чужой валюте, мы ведь рассчитываемся в тенге.

          • Ответить • Пожаловаться на комментарий

        • Андрей Попов 14.12.2015 • 07:03

          В послании народу Казахстана Президент Назарбаев обратил особое внимание на необходимость оздоровления банковского сектора от проблемных кредитов. В связи с этим - "народный вопрос" к правительству Казахстана: Не пора ли разрешить казахстанцам использовать свои пенсионные накопления для погашения банковских кредитов???

          • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Ербол 28.08.2015 • 00:00

      Надо радоваться что этот кризис наступил уже сейчас, а не через десять лет, надо всё отрегулировать и всё классно будет, только регулировать надо по честному, имеет очень большое значение сознание людей, а оно ориентируется на власть имущих, меняйтесь, другого правильного выхода нет.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Yess 15.10.2015 • 18:00

      «Действия властей РК выглядят адекватными и своевременными: честнее девальвировать свою валюту одномоментно, чем полтора года не обращать на это внимания вовсе, как это делается в России», – заключила старший аналитик «Альпари». Ну да, видимо аналитик скопировал это предложение из другого источника, сменив название страны... Прогиб засчитан

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Одесит 18.10.2015 • 16:32

      Всегда есть повод для радости! Выбили один глаз, радуйся что не два! Это классика! Почему дела в Казахстане плохи - понятно! Друзей надо правильно выбирать! А вот почему плохи дела в России? Самая богатая в мире страна! Ни какого не нападает! Ни с кем не воюет! Всем бесплатно помогает списывая долги! Борется за мир каждый день! Даже принуждает к миру! А жизни всеравно нет! Почему россиянам так не везет, а?

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Алматы 20.10.2015 • 12:01

      Кризис это испытания и новые возможности, так что не паникуем и мыслим позитивно!!!! Первое, что нужно сделать — провести инвентаризацию своей жизни. Навести порядок в своем доме и на рабочем месте, выбросить весь хлам!!! Далее вперед и с песней к новым возможностям!!!!! :-)

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

      • Ника 11.12.2015 • 23:59

        Это мрям таки моя ситуация: молодая семья, я в декрете,кридит,зарплату супругу урезают и урезают,а цены на продукты растут и растут...и знаете хочется свалить отсюда уже,а недвижимость свою продать не можем(((Замкнутый круг,скоро чувствую люди опять начнут бросать свои квартиры и уезжать...такое я уже в детстве наблюдала (

        • Ответить • Пожаловаться на комментарий

      • Мама троих детей 16.12.2015 • 03:09

        Вот именно! Как жить нам простым людям?! С кредитами взятые в стабильное время до сих пор отдаем (( трое деток еще растить садики школы одни расходы мы с мужем затянули себе пояса уже давно а на деток всё равно тратишься одежда еда расходы на всЯкие сборы в садах вот как нам прожить на 40 тыс тенге (после уплаты кредитов) скажите люди с толстыми животами сидящие в кожаных креслах и слушание иностранцев которым наплевать на наш Казахстан! Может у них миссия такая уничтожить нашу экономику!?

        • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Уральск 25.10.2015 • 06:39

      Я верю в свою страну, я верю в себя, а кризис это удел США, и это не кончится пока США господствует в интервенции и в экономике, и еще кризис будет через 4-5 лет, дело в народе страны, если они помогут правительству, то все нипочем, не надо боятся всего что творится, просто живите и развивайтесь наслаждаясь, а Россия и Казахстан должны поддержать друг друга. В.В.Путин и Н.А.Назарбаев сильнее других!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Ruslan 26.10.2015 • 09:07

      ДД! Необходимо поддержать малый и средний бизнес особенно тех кто занимается производством! Нужен мораторий на проверки МСБ еще на 2 года! Это даст увелечение рабочих мест и поступлений в бюджет!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Роллан 26.10.2015 • 22:10

      Кризис! Из-за каких-то долларов меня сократили! А я даже не имел дело с долларами. Остался я без работы. Жениться хочу, а печально, девушки хотят выйти замуж за богатого. Жить трудно стало.))) Хочу уехать дальше за границы на остров какой нибудь и найти свою латиноамериканскую любовь, хотя владею испанским, если кто нибудь хочет уехать вместе со мной, будем жить там на берегу океана. Мне 25лет!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • jamesystem 27.10.2015 • 08:44

      Наконец-то СМИ заговорили о рукотворности кризиса всемогущим ФРС США . А до того, как грянул кризис- никто ничего подобного не писали (кроме российских СМИ). Может кому -то выгодно было? Ведь успех любой аферы в ее неожиданности.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Объясните мне ? 30.10.2015 • 21:12

      Ещё к началу прошлого кризиса в 2008 году разные типа экопомисты предсказывали, что в 2014 году будет еще одна волна, чуть ошиблись, началось в 2015. Это выходит, что к кто то знал все наперед ? И к тому же из курса физики закон сохранения звучит примерно так - если в одном месте убыло, то в другом прибыло. Вопрос- где прибыло, если у нас убыло ? Че то больше нет прорицателей, следующую волну предревать.....

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Горняк 02.11.2015 • 16:23

      Слишком много растрачено на понты: у начальства головокружение от "успехов", у народа тои и банкеты, джипы и коттеджи. ТС, ЕАЭС и прочая политические миражи оторванные от реальных возможностей. Ножницы между реализуемыми проектами по ГПФИИР и политической податливостью привели к тому что наши новые, только открывшиеся предприятия (с кредитами) заставили конкурировать с мощными и беспринципными акулами из дружеских стран. Непоследовательность и несогласованность в полит-экономической стратегии, однако...

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

      • Дмитрий 29.11.2015 • 02:05

        Согласен! ЭКСПО надо проводить в тех странах, чья экономика напрямую не зависит от стоимости энергоносителей и сырья!!! А у нас стоимость нефти упала в 2,5 раза и стоимость сырья на 40-60%, а на выходе ценники не изменились. Где логика? Все просят потерпеть... Когда жизнь начнётся? ))) Как бы не пришлось в старости говорить Детям, что их Отец терпел всю жизнь для Их будущего....

        • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • серик 16.11.2015 • 21:20

      кризис можно останавить мести бумажный денги элекроный карточки так можно все жизнь сколько угодна плати карточкой и жизнь было бы лучий казахстане без корупцый и платит не нужно бумажнами просто легко и удобно!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Виктория 17.11.2015 • 13:11

      Разворовали всю страну. Все производство разрушили. Предпринимателям вздохнуть не дают. Качественного образования не дают. Посадили всех на кредиты из-за низких зарплат. Казну разграбили. Государство все в кредитах. Многим должны в мире. А место то богатое... нефть, руда, железо...Я вот жила в Казахстане и всегда, с такой глупой политикой ,ждала когда же этот день прийдет? А вот и он!!!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Донита 12.12.2015 • 18:25

      Здравствуйте. Кто там умничает кризис 23 года?кризис 24года! Это не цирк господа! Уважайте! Необходимо повысить уровень и значимость тенге! Мы за отечественный продукт! Правильно, необходимо брать все кредиты в тенге! Необходимо устранить иностранное влияние! Независимость главное отродие! Наша страна в наших руках!

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Серик 12.12.2015 • 21:23

      "Президент республики Нурсултан Назарбаев отметил, что нынешний кризис является глобальным и его последствий не удалось избежать никому в мире." - - - Утверждается, что экономики США и Китая – локомотивов мировой экономики, а также Индии, в 2015 г. и среднесрочном периоде продолжат устойчивый рост высокими темпами. Экономики остальных стран (Казахстан авт.) находятся в уязвимом нестабильном состоянии и их динамика будет зависеть от характера воздействия геополитических рисков и глобальной экономической конъюнктуры.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Серик 12.12.2015 • 21:25

      Согласно прогнозу Еврокомиссии, в 2013 г. ожидается нулевое изменение ВВП Евросоюза, но уже в 2014 г. экономика ЕС продемонстрирует рост на 1,4%, а в 2015 г. темпы роста европейской экономики усилятся до 1,9%.

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Demon 13.12.2015 • 15:30

      Горняк 02.11.2015 • 16:23 Слишком много растрачено на понты: у начальства головокружение от "успехов", у народа тои и банкеты, джипы и коттеджи. ТС, ЕАЭС и прочая политические миражи оторванные от реальных возможностей. Ножницы между реализуемыми проектами по ГПФИИР и политической податливостью привели к тому что наши новые, только открывшиеся предприятия (с кредитами) заставили конкурировать с мощными и беспринципными акулами из дружеских стран. Горняк, Вы что курите? А в дружественных странах – рай, процветание и без проблем, одним словом опять РК в пролете? А у нас только сейчас предприятия набрали кредитов, аккурат перед ТС и как ягнята не могут вкладывать в свои предприятия инновации и технологии, как в дружественных странах? А до ТС что было, пустота? Беспринципными? А у нас ангелы с тюбетейках – честные корпорации и банки, все предприятия из кожи вон лезут быть праведными и не корыстными, прям в какого не ткни пальцем все святые! Новые предприятия только что открывшиеся, я Вам скажу, будут более успешнее прежних, – так как изначально будут учиться конкурировать в жестких условиях, а не в "теплицах" созданными государством под названием "Самрук-Казына".

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Андрей Попов 14.12.2015 • 07:07

      В послании народу Казахстана Президент Назарбаев обратил особое внимание на необходимость оздоровления банковского сектора от проблемных кредитов. В связи с этим - "народный вопрос" к правительству Казахстана: Не пора ли разрешить казахстанцам использовать свои пенсионные накопления для погашения банковских кредитов???

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Критик 25.12.2015 • 12:22

      Девольвация усилила кризис внутри страны, а он было сделано спецом дабы поднять в цене акции внутри Казахстана на такие "национальные" компаний как "Казахмыс" и др. сами подумайте на Украйне война развал государства!!!! , а идевольвация 48 % , а унас вроде благодать и развитие а девольвация более 82% ...эио выгодно только держателям акций...а кто Они????

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

      • амина 13.01.2016 • 07:32

        Правильно.Зажрался народ! Для молодежи труд стал унижающим их достоинство занятием( для многих)! Пусть почувствуют, что такое голод, работать в поте лица и засыпать после работы, не в силах даже поесть от усталости. Честно заработанные деньги по кабакам уж точно спускать не будут.

        • Ответить • Пожаловаться на комментарий

    • Аналитик 15.04.2016 • 23:17

      Нас мало, природных ресурсов много. Пенсионный возраст 63 года. Какой кризис может быть? Шейхи не даром смеются над нами)). Нельзя спасти то, чего нет я про экономику. Заводы становятся торговыми центрами)). Хорошо хоть тихо у нас. Мир дороже любых богатств. Им богатство нам мир))

      • Ответить • Пожаловаться на комментарий

Ваш комментарий:

Вы вошли как Guest (выйти)

Будь всегда в курсе последних новостей

Подпишись и получай самые свежие новости на email