Кредит, выданный Казахстану Азиатским банком развития, обращает внимание мирового сообщества на углубление экономического кризиса на территории Центральной Азии и является показателем «экономической пропасти», в которую «начинают падать» нефтяные экономики Ближнего Востока. Об этом пишет азиатское информационное агентство Asia Times.
Казахстан до недавнего времени считался экономическим центром Центральной Азии. Страна являлась явным промоутером ЕАЭС и своей многовекторной внешней политикой восхищала Запад, пишет издание.
Однако на фоне низких цен на нефть Казахстан был вынужден объявить о новой денежно-кредитной политике, отказавшись от своей системы обмена валют с установленным диапазоном и выбрав свободно плавающий обменный курс, вследствие чего в течение нескольких часов тенге потерял четверть своей стоимости по отношению к доллару США.
При этом в геополитическом смысле важен тот факт, что Азиатский банк развития, действующий также в интересах Японии и Америки, выделил кредит в 1 млрд долларов для сохранения правительственной деятельности Казахстана. Интересен также и факт того, что почти после двух десятилетий переговоров Всемирная торговая организация (ВТО) в прошлом месяце официально утвердила предложение Казахстана присоединиться. Следует отметить, что членство Казахстана в ЕАЭС фигурировало в качестве спорного вопроса в переговорах по вступлению в ВТО.
Кроме того, Казахстан в этом году дважды подвергся влиянию низких цен: на нефть и на сырье. Экспорт металлов упал на 40% в первые семь месяцев этого года.
Между тем, по прогнозам аналитиков, Казахстан ждет «период затягивания поясов», включающий в себя массовые увольнения и сокращения бюджетов в социальные и инфраструктурные программы. Последняя девальвация, составившая 26%, является на 7% больше той, что случилась в 2014 году и вызвала рост цен на продукты питания, подорвав при этом покупательную способность населения.
В какой-то степени, пишет автор статьи, происходящее с Казахстаном может являться предвестником того, что может случиться с экономиками стран по добыче нефти в Персидском заливе, которые сталкиваются с ростом дефицита бюджета и управлением долга.
Так, иностранные активы Саудовской Аравии упали на 60 млрд долларов (8,3%) в течение последних шести месяцев и в данный момент составляют 664 млрд долларов. Кувейт ожидает дефицит бюджета в 27 млрд долларов в текущем году, Оман - в 6,47 млрд долларов, а Бахрейн - в 3,9 млрд долларов (11% ВВП). С надвигающейся перспективой низких цен на нефть в ближайшие годы дефицит бюджета может только увеличиваться, вследствие чего будущее стран, входящих в совет сотрудничества Персидского залива, становится неопределенным, так как их инвестиционные фонды иссякают.
Среди стран Персидского залива только ОАЭ является исключением в истории успеха экономической диверсификации.
«Низкие цены на нефть, рост конкуренции (от сланцевой нефти Ирана, России и производителями нефти в Африке, Каспийском море) - зависимые от нефти экономики могут столкнуться с безрадостным будущим, если мировая экономика продолжит оставаться на низком уровне», - считает эксперт финансового центра Дохи Луай Аль-Хатиб.
По данным Всемирного банка, региону Ближнего Востока необходимо сгенерировать 100 млн рабочих мест в ближайшие пять лет.
«Создание рабочих мест, кажется, выходит далеко за рамки способностей большинства политиков, которые часто растрачивали нефтяные богатства в создании правительственной бюрократии, основанной на коррупции и кумовстве, или создавали резервы, не вкладываясь в инфраструктуру, которая могла бы обеспечить платформу для диверсификации экономики и процветания арабских стран», - добавляет он.
Казахстан ждет период жесткой экономии
Кризис на территории Центральной Азии может потянуть за собой страны Ближнего Востока
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.