Казахстан активно инкорпорирует международные стандарты ведущих стран, будь то в области образования, индустрии, строительства или в сфере налогообложения. В последнем случае речь идет не о слепом подражании, а о гармонизации положений казахстанского Налогового кодекса с международными нормами.
Так, в начале 2015 года Казахстан подписал меморандум о взаимопонимании с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в мае вошел в специальную рабочую группу при ОЭСР, отвечающую за разработку многосторонних международно-правовых документов. В группе, помимо Казахстана, будут трудиться около 80 стран, и это не предел.
Документы разрабатываются для реализации мер, препятствующих размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BaseErosionandProfitShifting, сокр. BEPS). Кроме того, такие документы необходимы для внесения изменений в уже ратифицированные двусторонние соглашения стран (среди прочих, такие как конвенции об избежании двойного налогообложения).
Разработка документов является завершающим пунктом в реализации плана по противодействию BEPS и направлена против существующих лазеек и брешей в международном налогообложении. Речь идет о тех самых лазейках, которые позволяют транснациональным компаниям уклоняться от уплаты налогов, применять опасные налоговые практики и осуществлять агрессивное налоговое планирование.
Группе отводится два года на разработку документов, и Казахстану необходимо в этот период приложить все усилия к подготовке для их принятия.
Такая подготовка включает совершенствование положений нашего регулярно меняющегося Налогового кодекса путем устранения неточностей и противоречий. Речь, в частности, идет о положениях, которые касаются международного налогообложения.
Примером необходимости в такой работе может служить статья 191.12 Налогового кодекса Республики Казахстан, которая бурно обсуждалась на одном из майский круглых столов во главе с Комитетом государственных доходов. Она звучит следующим образом: «В случае если нерезидент осуществляет деятельность через филиал или представительство, которые не приводят к образованию постоянного учреждения («ПУ») в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения («Конвенция») или пунктом 4 настоящей статьи, то к такому филиалу или представительству нерезидента будут применяться положения настоящего Кодекса, предусмотренные для постоянного учреждения нерезидента.»
Таким образом, несмотря на основополагающую статью 2.5 Налогового кодекса, согласно которой положения Конвенции превалируют над положениями Налогового кодекса, филиал и представительство, пусть даже без образования ПУ, обязаны декларировать и уплачивать корпоративный подоходный налог («КПН») по своей деятельности в Казахстане.
Однако, если юридическое или физическое лицо получило доход от деятельности, которая не привела к образованию ПУ в Казахстане, то, согласно большинству ратифицированных Казахстаном конвенций об избежании двойного налогообложения (статья 7), исключительное право облагать налогом такой доход остается за страной, резидентом которой является это юридическое или физическое лицо. Иными словами, если деятельность нерезидента в соответствии с положениями Конвенции не привела к образованию ПУ в Казахстане, то налоговые органы Казахстана не имеют права облагать подоходным налогом доход, полученный от такой деятельности.
На этом противоречие данной статьи Налогового кодекса не заканчивается. Статья предлагает вернуть таким филиалам и представительствам ранее уплаченный КПН: «При этом такой филиал или представительство имеют право на применение положений международного договора об избежании двойного налогообложения в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса». Буквальное следование положениям статья 191.12 Налогового кодекса на практике означает декларирование и уплату КПН в противоречии со статьей 2.5 Налогового кодекса и статьей 7 Конвенции, а затем получение обратно уплаченного КПН.
В ходе круглого стола, прошедшего в Астане в мае этого года, уполномоченный орган настаивал на том, что эти положения действительны только для некоммерческих организаций-нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Казахстана, и заключают в себе скорее требование декларировать деятельность таких филиалов и представительств, нежели элемент обложения подоходным налогом.
Однако, в тексте статьи 191.12 Налогового кодекса речь не идет ни о некоммерческих организациях, ни о цели декларирования. Статья звучит весьма прямолинейно и противоречит положениям Конвенции и другим положениям в самом Налоговом кодексе. Следует также отметить, что ни одна конвенция об избежании двойного налогообложения не разделяет нерезидентов на коммерческие и некоммерческие организации и наличие филиала лишь в отдельных случаях в соответствии с Конвенцией не приводит к образованию ПУ.
Противоречия и пробелы в нашем Налоговом кодексе, безусловно, есть, в частности, в положениях по международному налогообложению. Однако и в законодательстве ведущих стран существует эта проблема. Нет ни одной страны (из тех, что не преследуют цели быть изолированными от мира), законодательство которой остановило бы свое развитие. Отрадно, что в Казахстане эти противоречия становятся предметом внимания, и будем надеяться, что миссия по гармонизации положений нашего Налогового кодекса с международными будет выполнена успешно и с наименьшими потерями и неудобствами для Комитета государственных доходов и налогоплательщиков.
Алия Токпаева, менеджер по международному налогообложению, «Делойт»