Партия «Ак жол» выступила с критикой роста внешнего долга, переплаты налогов и неисполнением госпрограмм рядом министерств. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе партии.
По словам Азата Перуашева, по итогам 2014 года внешний долг Казахстана превысил 157 млрд долларов, увеличившись на 4,8%, составил 74,2% к ВВП. При этом, 88,3% внешнего долга приходится на долю квазигосударственного сектора, который продемонстрировал просто удручающие темпы прироста (31,3%).
В этой связи, фракция партии «Ак жол» заявила о необходимости срочного введения строгих мер государственного регулирования общего внешнего долга, прежде всего, в отношении долга квазигосударственного сектора.
«Согласно плану, к 2020 году госдолг и долг квазигосударственного сектора в совокупности не должен превышать 22% к ВВП. Между тем, элементарные расчёты показывают, что этот показатель сегодня составляет порядка 65%. То есть, за оставшиеся пять лет необходимо его настойчиво снижать, примерно, на 10 % ежегодно. Данное требование должно учитываться правительством в планировании бюджета», – отметил Азат Перуашев.
Не менее тревожным сигналом служат данные о переплате по налоговым поступлениям. По состоянию на 1 января 2015 года она составила 46,1% от всех налоговых поступлений 2014 года.
Проблема переплаты налогов, по мнению партии бизнеса, порождается практикой авансовых платежей крупных налогоплательщиков по КПН за счет будущих периодов.
Несмотря на внешне положительные показатели, переплата налогов свидетельствует о несоответствии фактической прибыли предприятий по итогам года и ожиданиям на начало года. Этот разрыв будет иметь следствием необходимость отнесения в зачёт ранее уплаченных сумм без их фактического поступления в бюджет в следующем налоговом периоде.
Депутаты ДПК в очередной раз раскритиковали и неисполнение государственных программ.
Так, в результате реализации Программы обеспечения безопасности дорожного движения на 2012-2014 годы детская смертность и травматизм в результате ДТП не только не снизились, а наоборот, возросли.
Кроме того, депутаты заявили, что в «Национальном медицинском холдинге» (курируемом Министерством здравоохранения и социального развития) с 2010 года простаивает 452 единицы медицинского оборудования, на приобретение которого было ранее затрачено из бюджета 1 млрд 200 млн. тенге. Более того, в 2014 году холдингу и его дочерним организациям были выделены средства республиканского бюджета на сумму 1,7 млрд. тенге на возмещение амортизационных расходов.
Такой подход противоречит требованиям финансовой отчётности, поскольку амортизация закладывается в цену товара и не предполагает каких-либо возмещений вообще, заявил Азат Перуашев. Результатом такой «изобретательности» является выделение бюджетных средств под несуществующие затраты.
«Было бы весьма интересно узнать, на что в действительности потрачены эти 1 млрд 700 млн тенге, поскольку «вставить» их в уже приобретённое оборудование физически невозможно. Но куда-то же эти огромные деньги делись?», – поинтересовался у Правительства Азат Перуашев.
По данным Счётного комитета, Министерством образования произведена оплата фактически не оказанных услуг по 36 договорам на сумму более 1 млрд тенге по программе «Подготовка специалистов и оказание социальной поддержки обучающимся». Ещё 1 млрд 400 млн тенге оплачено этим же Министерством за не оказанные услуги по переподготовке специалистов с высшим образованием.
По одному из подведомственных учреждений Министерства образования в нарушение договорных обязательств не предоставлены отчёты на сумму 17 млрд тенге.
«Все эти факты свидетельствуют о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов, недостаточном контроле за их эффективностью и обоснованностью», – считают в «Ак жоле», и в очередной раз поднимают вопрос об ответственности должностных лиц за срывы госпрограмм.
Более того, лидер демократической фракции предложил пересмотреть меры ответственности и за нарушения в квазигосударственном секторе, поскольку за миллиардные нарушения максимум, что может грозить менеджеру нацкомпании это обычный выговор.
Кроме того, Азат Перуашев обратил внимание на реакцию чиновников на критику депутатов.
Ряд министерств и ведомств, после самой нелицеприятной критики в свой адрес со стороны депутатов, направили дополнительную информацию о своей деятельности по поднимавшимся вопросам (например, ФНБ «Самрук-Казына»), либо разместили её в СМИ (как МВД и Генпрокуратура по статистике ДТП).
В то же время, есть отдельные примеры, когда, отвечая на парламентскую критику за неисполнение конкретных государственных программ, некоторые государственные служащие выходят за рамки служебной этики.
«Считаем, что преодоление таких фактов, формирование зрелой политической культуры также должны стать частью той ответственной государственной работы, которую мы сегодня проводим, тем более, когда перед страной стоят такие масштабные вызовы и глобальные начинания», – подчеркнул Азат Перуашев.