На АЗС «КазМунайГаз» подешевел АИ-95 – до 129 тенге за литр. Цену на эту марку снизила еще одна компания, «Газпром нефть-Казахстан» – до 130 тенге. Вместе с тем на днях в виртуальном пространстве появилось сообщение, согласно которому, якобы, готовится приказ о повышении предельной розничной цены на АИ-92/93 до 108 тенге.
Эксперты поделились с «Капитал.kz» своим видением происходящего.
Элитная марка: в своей колее
Об изменении своего тарифа «ҚазМұнайГаз Өнімдері» объявила в прошлый четверг, 14 мая. Что касается «Газпром нефть-Казахстан», то, как сообщили деловому еженедельнику «Капитал.kz» в пресс-службе компании, снижение произошло 16 мая, до этого средняя стоимость марки на АЗС этой сети составляла 136 тенге за литр.
«АИ-95 – это бензин, цена которого не регулируется государством. У нас предельные розничные цены устанавливаются только на АИ-80, АИ-92 и дизельное топливо. Поэтому повышать или понижать стоимость нерегулируемых марок – дело самих сетей и даже заправок. Ничего сверхъестественного не происходит», – поясняет Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. В общем объеме производства автомобильного топлива казахстанскими НПЗ на 95-ю марку приходится не так много, запасы этого горючего постоянно пополняются за счет импорта и, как считает эксперт, они достаточны.
Другие участники рынка также могут пойти на снижение, предполагает Олег Егоров: конкуренция есть конкуренция, если сети почувствуют уменьшение количества потребителей, то отреагируют таким же образом. С коллегой согласен Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере. «КазМунайГаз» имеет довольно крупную сеть автозаправок, и остальные, я думаю, вынуждены будут отреагировать», – комментирует он шаг этой сети.
Отметим, что, например, на АЗС Helios цена АИ-95 держится на отметке 139 тенге – по крайней мере, таковы данные сайта компании на 20.00 20 мая. Информация на сайте Sinooil, зафиксированная на указанную дату и время, такова: АИ-96 и АИ-97 – 136 тенге за литр.
Ходовая марка: все сложно
Предположения о возможном повышении цены АИ-92 в министерстве энергетики прокомментировали для «Капитал.kz» следующим образом: «При изменении цен соответствующий приказ будет размещен на официальном сайте Министерства энергетики РК, а также в информационно-правовой системе «Адилет». В ведомстве пояснили, что предельная розничная цена на нефтепродукты, на которые установлено государственное регулирование цен, определяется на основе таблицы значений предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов в зависимости от мировой цены на нефть.
Однако, по мнению Сергея Смирнова, в Казахстане мировая стоимость черного золота очень слабо влияет на цену автомобильного топлива. Фактор, который, по мнению эксперта, действительно имеет вес, – это деятельность оптовых поставщиков, а точнее, то, что она никак не регулируется, и происходит монополизация рынка со стороны этих участников. «Структура переработки нефти у нас построена так. Добывающая компания добывает нефть, затем сырье через оптовую компанию, то есть посредника, поставляется на нефтеперерабатывающий завод, он перерабатывает нефть в нефтепродукты и получает деньги только за переработку-процессинг. Владельцем сырой нефти, поставляемой на завод, и нефтепродуктов является оптовая компания. Она продает топливо на АЗС», – рассказывает аналитик. При этом, по его словам, оптовая цена на нефтепродукты формируется совершенно непрозрачно, по какой цене сырая нефть поставляется на завод, по какой цене оптовая компания получает нефтепродукты с завода – не афишируется. Тогда как на сайтах российских НПЗ такую информацию можно найти. «Крупных оптовых компаний у нас 5-8, и они всегда могут между собой договориться. Но их на предмет сговора никто никогда не проверяет. Проверяют только розницу», – добавляет собеседник.
Как рассказывает Олег Егоров, раньше определенный нефтепромысел был закреплен за определенным заводом, шло качественное горючее. Сегодня давальцы дают на разные заводы сырье разного качественного состава, но взамен получают свои доходы, продукцию для реализации. «Наплыв» промежуточных звеньев и отсутствие информации о формировании ими цены – в отрасли, по словам спикера, полный ералаш. «Возьмем добычу нефти в Казахстане. «КазМунайГаз» добывает примерно 22-24 млн тонн, но значительная часть идет на импорт. То есть наше же сырье продается, а мы вынуждены завозить из России, Китая, брать у частных компаний. Тут трудно говорить о каких-то экономических расчетах, которые позволяют сделать вывод, что, да, цены у нас экономически обоснованы», – ищет причины сложившейся ситуации спикер. По его мнению, именно поэтому и существуют волевые решения: установили определенную цену – все, будьте добры выполняйте.
Вместе с тем спикеры разошлись во мнениях, возможно ли повышение стоимости ходовых марок. Так, Сергей Смирнов уверен, что в ближайший месяц этого не произойдет: спрос сейчас невысокий, поскольку посевная уже закончилась, а до уборочной еще далеко. Однако давать прогнозы на более длительную перспективу он отказался. Олег Егоров, напротив, считает, что повышение вполне вероятно. «В свое время цена АИ-92 снизилась со 128 до 99 тенге за литр. Я думаю, тогда на определенные уступки пошли под напором претензий со стороны пользователей – снизили резко, безо всяких объяснений. Так что теперь таким же методом могут и повысить».
Отметим, что в настоящее время действуют цены от 10 февраля: АИ-80 – 89 тенге/литр, АИ-92 – 99 тенге/литр, дизельное топливо – 99 тенге/литр.