Совет по конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей РК (НПП) выбрал пятнадцать наиболее сильных, на их взгляд, отечественных компаний. В числе победителей концерн «Цесна-Астык», агрофирма «Родина», Группа «Сентрас», KazMicroFinance, RG Brands и еще ряд компаний.
По словам Жаннат Ертлесовой, председателя экспертной группы, из списка претендентов сразу были исключены сырьевые и строительные компании, а также банки. «Эти бизнесы имеют серьезную господдержку, поэтому их нельзя вполне отнести к теме конкурентоспособности», - сказала Ертлесова. Компании выбирались из девяти перспективных отраслей экономики: промышленное производство, сельское хозяйство, розничная торговля, технологии, медиа- и телекоммуникации, пищевая промышленность, транспорт и логистика, энергетика, небанковские финансы, нефтегазосервис.
Ораз Джандосов, другой участник экспертной группы, отметил, что выявление наиболее конкурентоспособных компаний в среднем бизнесе необходимо для определения и решения проблемных мест в экономике. Компании-победители, по словам инициаторов отбора, готовы предложить государству ряд мер, которые были бы полезны бизнесу. «Мы выработали ряд предложений для господдержки. Но в первую очередь, это надо подчеркнуть, мы не идем с протянутой рукой. Эти компании сами могут дать что-то экономике, в том числе делясь своим опытом. Важно было рассказать, как можно реализовать те или иные бизнес-практики. Наши чемпионы готовы повышать качество услуг, взяться за переобучение персонала. В этом ответственность для них. От государства мы хотим упрощения госрегулирования. Сейчас много вопросов в этом смысле – налоговое и таможенное регистрирование, привлечение иностранной рабочей силы. Развитие индустриальной политики, инфраструктура, наши чемпионы могут здесь поучаствовать, они знают эти вопросы, разбираются в этом», - говорит Ельдар Абдразаков, председатель совета по конкурентоспособности НПП.
Сама идея отбора компаний-чемпионов является частью политики НПП по развитию конкурентоспособности, сказал Ельдар Абдразаков. «Долгое время наш совет был озабочен одной проблемой – как все-таки повысить конкурентоспособность казахстанского бизнеса. В итоге после изучения глобального опыта мы подумали, насколько западные практики могут быть применены в Казахстане. Мы пришли к пониманию, что необходимо определить существующих лидеров, которые могут тянуть за собой все бизнес-сообщество, быть примером. Они дошли до высокого уровня, а в будущем могут стать конкурентоспособными на международном уровне», - сказал Абдразаков.
Также он добавил, что нашему бизнесу не стоит бояться более массовых и дешевых производств и конкуренции с крупными экономиками. «Мы по объему производства никогда не опередим тот же Китай. Что мы должны – так это ставить на уникальность нашего производства», - посоветовал Ельдар Абдразаков.