Вчера несколько зарубежных финансовых компаний сделали ряд заявлений о возможности девальвации казахстанской валюты после проведения президентских выборов. Новый курс тенге к доллару, по их мнению, может ослабнуть на 15-45%.
Однако, как считает директор департамента аналитики АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов, такое развитие ситуации маловероятно. «Ситуация на валютном рынке России стабилизировалась, в последнее время рубль заметно укрепился. В настоящее время курс рубля к доллару не превышает 53. К тому же инфляция в РФ значительно выше, чем в Казахстане. Считаю, что правительство Казахстана и Нацбанк РК не будут торопиться в принятии каких-то опрометчивых решений, не пойдут на резкую девальвацию тенге. Предполагаю, что в дальнейшем регулятор продолжит придерживаться политики плавного ослабления тенге с последующим переходом к более свободному курсообразованию», – говорит он.
Аналитик привел в пример движение курса доллара по отношению к тенге с начала года. «С 182 тенге курс постепенно достиг отметки 185,6 тенге. Такими же темпами к осени он может приблизиться к крайней отметке коридора Нацбанка – 188 тенге. В дальнейшем нужно будет смотреть на ситуацию в экономике, не исключено, что курсовой коридор, обозначенный финрегулятором РК, может расшириться. Повторюсь, что в условиях, когда перед государством стоит задача по повышению доверия к тенге, оно вряд ли рискнет резко отпустить курс тенге. Одни представители бизнеса выступают за девальвацию, другие – против. Это также, предполагаю, учтет государство при принятии решения», – сообщил Айвар Байкенов.
Собеседник акцентирует, что объем торгов с валютой на KASE не столь значителен по сравнению с пиковыми декабрьскими данными. По его словам, ситуация с тенговой ликвидностью постепенно налаживается. «Ставки по однодневным РЕПО приближаются к отметке 3-5%. Это говорит о том, что рынок готов предоставлять тенге по низким ставкам. Давление на курс рубля заметно снизилось. Курс тенге удалось сдержать за счет совместного плана правительства РК и Нацбанка РК по дедолларизации экономики», – резюмировал Айвар Байкенов.
В целом, оценивая девальвационные ожидания, казахстанские эксперты разделились на два лагеря: одни считают, что сильное ослабление тенге даст временное улучшение, другие уверены в том, что скачок валюты не только не улучшит, но и ухудшит экономическую ситуацию в стране.
Еще два месяца назад заместитель главы НПП Рахим Ошакбаев говорил о том, что необходимо предпринимать какие-то меры, потому что отечественный бизнес из-за ситуации с рублем не может конкурировать с российскими предприятиями. Противостояние между комбанками и предпринимателями - нормальное явление, однако критика от бизнесменов такого уровня в адрес Национального банка в Казахстане - явление нечастое.
В итоге в ожидании курсовых колебаний банки зафиксировали у себя максимальную долларизацию депозитных портфелей. Долларовые кредиты компании брать опасаются, а тенговых практически нет.
Вчера работы Нацбанку добавили и мировые финансовые институты, которые заявили, что национальная валюта переоценена. Как сообщают аналитики BankofAmerica (BofA) MerrillLynch, Казахстану придется снизить номинальный курс на 30%. Основная причина этого – девальвация рубля, приведшая к ухудшению условий торговли с Россией, и падение цен на нефть. Однако, уточняется в докладе банка, во избежание политической дестабилизации монетарные власти пойдут на девальвацию только после президентских выборов, которые назначены на 26 апреля. По оценке банка, к концу года курс казахстанской валюты составит 250 тенге за доллар (официальный курс сейчас – 185,65 тенге).
По сообщению Владимира Осаковского из BofA Merrill Lynch, за последний год Национальный банк Казахстана потратил $18 млрд на поддержку тенге. Для сравнения: это фактически 62% всех золотовалютных резервов Казахстана, или 25,8% от активов Национального фонда республики.
«Вторая девальвация может подорвать доверие к политике фиксированного курса, проводимой Нацбанком, и не снизит девальвационные ожидания», – отмечает Осаковский. А потому дальнейшее давление на валюту может заставить регулятора полностью перейти к политике плавающего курса, допускает он.
Напомним, в 2012 и 2013 годах экономика Казахстана выросла на 5% и 6% соответственно, в 2014 году – на 4,3%. По оценкам BofA Merrill Lynch, в 2015 году казахстанский ВВП увеличится на 1%. Из-за снижения доступности кредитов бизнес все чаще обращается за прямой поддержкой к правительству, подчеркивает Осаковский.
По оценкам BofA Merrill Lynch, в 2015 году после трансферта из Национального фонда дефицит республиканского бюджета составит 500 млрд тенге. Осаковский полагает, что покрывать его будут за счет займов.
Следом Fitch Ratings опубликовало информацию, что существует возможность дальнейшей девальвации после предстоящих президентских выборов. «Ранее власти указали комфортный валютный коридор 3,5-4,5 тенге/руб., что предполагает потенциальную девальвацию к доллару на 13-45% относительно обменного курса конца 2014 года», – отмечается в сообщении Fitch Ratings.
В начале марта рейтинговое агентство Moody’s Investors Service отмечало, что эффекты от кризиса в России подорвали доверие к тенге, побуждая конвертировать тенге в доллары. «Это уменьшило денежную массу тенге и увеличило долларизацию до 55% в конце 2014 года с 37% в 2013 году», – указывается в информации рейтингового агентства.