USD
449.30₸
+0.720
EUR
489.69₸
+1.140
RUB
4.89₸
+0.010
BRENT
86.70$
+0.030
BTC
65090.20$
-2457.700

Интернет вещей, 3D-печать и миллиард новых смартфонов

Рынок высоких технологий и телекоммуникаций может похвастаться большими изменениями

Share
Share
Share
Tweet
Share
Интернет вещей, 3D-печать и миллиард новых смартфонов- Kapital.kz

Немногие другие отрасли могут похвастаться таким количеством и динамикой изменений, как рынок высоких технологий и телекоммуникаций. Как отмечают в компании «Делойт», которая недавно опубликовала «Прогноз развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ в 2015 году», самым сложным в прогнозировании развития отрасли высоких технологий, телекоммуникаций и СМИ является не умение предвидеть появление новых технологий или усовершенствование существующих, а способность оценить потенциал их распространения. «Капитал.kz» выбрал из исследования три наиболее интересных, на наш взгляд, сегмента развития рынка технологий.

Интернет вещей. Действительно о вещах, а не о людях

По прогнозам «Делойт», в 2015 году продажи устройств, поддерживающих технологию,известную как «интернет вещей» ((Internet of Things, IoT), вырастут на 60% по сравнению с предыдущим годом и составят один миллиард устройств, а их общее количество достигнет 2,8 млрд. Совокупная стоимость IoT-оборудования (например, модема, работающего в сети сотовой связи, или сравнительно более дешевого Wi-Fi-адаптера) составит $10 млрд, а стоимость услуг, оказываемых посредством такого оборудования, – около $70 млрд.

«Интернет вещей» обычно называют рынком межмашинного взаимодействия (Machine-to-Machine, M2M), фактически отождествляя эти две области. Современные беспроводные технологии, будь то сотовые сети или Wi-Fi, позволяют обладателю смартфона решать множество полезных задач удаленно: от управления бытовой техникой до контроля за системами жизнеобеспечения и безопасности дома. Однако по прогнозу «Делойта», в 2015 году спрос со стороны конечных потребителей на такие решения будет в 10 раз меньше аналогичного спроса со стороны предприятий.

Потребителю технологии М2М помогают выполнить лишь некоторые этапы того или иного процесса. Так, дистанционный запуск стиральной машины и уведомление об окончании стирки – это удобная опция по сравнению с необходимостью нажимать кнопки на самом устройстве. Однако еще нужно рассортировать, принести к машинке и загрузить в барабан белье, а также засыпать стиральный порошок. Другими словами, роль устройства М2М в данном случае весьма невелика.

dbbc764290e324428e757c7bdea.png

Полный переход на IoT-технологию часто просто экономически нецелесообразен. К примеру, чтобы дистанционно открыть дверь гаража и завести автомобиль, необходимо выполнить простейшую операцию включения-выключения. Простой пульт радиоуправления за $40 вполне справляется с этой задачей, а стоит значительно дешевле. Кроме того, среда для подключения IoT-устройств и управления ими чрезвычайно фрагментирована, что ограничивает потенциальные возможности и удобства для совместного управления несколькими приборами одновременно.

Установка таких систем пойдет на пользу предприятиям. Например, только установка интеллектуальных счетчиков в Великобритании позволила сэкономить немногим более $40 в год в расчете на одно домовладение, или $2 млрд в масштабе всей страны. Для электроэнергетических компаний совокупная экономия от использования IoT технологий может быть еще в несколько раз больше. Объем ежегодной экономии за счет автоматизированного снятия показаний счетчиков, выявления коротких замыканий и улучшенной системы диагностики и локализации технологических неисправностей в режиме реального времени превышает $1млрд, что сравнимо с эффектами всей экономии в секторе конечного потребления.

Несмотря на ажиотаж в СМИ вокруг использования потребителями «интернета вещей», объемы продаж большинства подключенных к Всемирной сети устройств, датчиков и контроллеров исчисляются сотнями тысяч и очень редко – миллионами.

В то время как предприятия закупают и используют десятки и даже сотни миллионов IoT-устройств. Интеллектуальные счетчики, электрические сети, дома, города и дороги – вот лишь некоторые примеры IoT-систем. Промышленные предприятия, сектор мобильного здравоохранения, сфера совместного использования транспортных средств (например, прокат автомобилей и мотоциклов), топливно-энергетический комплекс также могут извлечь выгоду из IoT-технологий.

Подключение ранее не задействованных в IoT-системе устройств открывает новые возможности, однако требует фундаментальной трансформации бизнес-модели. Подключенный к Всемирной сети объект – это не просто объект, это услуга. К примеру, подключенная к интернету кофемашина – это инструмент для получения сведений о характере потребления, позволяющих оптимизировать цепочку поставок расходных материалов и увеличить ценность потребителя для компании в течение всего его жизненного цикла. Однако подключение к «интернету вещей» также создает новые риски, и компании должны разработать систему безопасности, обеспечивающую превентивную и реактивную защиту в целях снижения затрат и увеличения операционной эффективности. Потребителей беспокоит вопрос сохранности персональных данных: какую информацию будут получать компании посредством М2М и как они будут ее использовать? В связи с этим компаниям важно обеспечить максимальную прозрачность для укрепления доверия потребителя – вероятно, будет наблюдаться необходимость установления баланса издержек и выгод для потребителей, а их готовность к обмену данными будет зависеть от каждой конкретной ситуации.

3D-печать. Революция, но не та, которую ждали

По прогнозам «Делойт», в 2015 году в мире будет продано приблизительно 220 тыс. 3D-принтеров общей стоимостью $1,6 млрд, что в количественном выражении на 100%, а в денежном на 80% больше, чем в 2014 году. И все же это не означает, что в скором времени каждый дом превратится в фабрику. Хотя 3D-печать справедливо называют «новой промышленной революцией», настоящая революция все же будет происходить на промышленных рынках, а не на потребительских.

К 2017 году около 70% 3D-принтеров будут проданы частным лицам, но и в 2015 году большинство продаж придется на потребительский сектор. В основном это будут небольшие модели с ограниченным набором возможностей для печати отдельных функциональных предметов. Если же говорить об общей стоимости 3D-принтеров и их полезном использовании, значительный перевес окажется на стороне промышленного производства.

80c2ddaf0eef5ded0e1ed8b33fd.png

По подсчетам «Делойт», именно на долю предприятий, а не на частных потребителей, придется почти 90% стоимости всех проданных принтеров, а также больше 95% напечатанных объектов в количественном выражении и 99% – в денежном. По прогнозам «Делойт», 90% продукции промышленной 3D-печати составят прототипы и различные объекты, которые будут использоваться в производственных процессах (создание пресс-форм, интегральных схем, литейных форм или инструментария для производства готовых деталей). Несмотря на быстрое развитие производства готовых деталей с помощью технологии 3D-печати, она будет составлять не более 10% от общего объема рынка.

Незначительный размер потребительского рынка 3D-печати можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, ценой. Модели для домашнего использования стоимостью меньше тысячи долларов США присутствуют на рынке уже восемь лет. Они могут печатать лишь небольшие, размером с грейпфрут, объекты из ограниченного набора материалов. «Напечатанные» объекты к тому же выглядят немного грубовато.

Домашние 3D-принтеры работают очень медленно: печать даже маленьких предметов высотой в несколько сантиметров может длиться часами. Напечатанные объекты обычно требуют дополнительной обработки. Материалы, используемые для печати, стоят не менее $50 за килограмм. Рядовому пользователю не так уж просто разобраться в соответствующем программном обеспечении. Самое существенное ограничение заключается в том, что большинство домашних моделей работает всего с одним или двумя видами пластика, а потребительских предметов, которые можно сделать из такого пластика, на самом деле не так уж много и их качество оставляет желать лучшего. Все это только часть проблемы, сдерживающей развитие потребительского рынка. Менее дорогие модели для домашнего использования имеют ряд серьезных ограничений, которые производителям вряд ли удастся устранить в ближайшее время. Их чрезвычайно сложно настраивать, использовать и поддерживать в рабочем состоянии.

Высокотехнологичные промышленные агрегаты способны производить более сложные и крупные детали и объекты, и скорость печати у них быстрее. Но самые мощные из них могут стоить почти миллион долларов, но и у более простых моделей средняя цена достигает нескольких сотен тысяч долларов.

Технология 3D-печати идеально подходит для производства опытных образцов, когда полностью функциональный продукт не требуется. Изготовление одного образца традиционным способом в мастерской требует участия квалифицированных сотрудников, занимает несколько дней или даже недель, может стоить десятки тысяч долларов – и все это для того, чтобы получить, к примеру, пластиковую подставку для зеркала заднего вида, которую дизайнер в итоге снова захочет переделать. Применение 3D-печати также будет целесообразным, скажем, для изготовления очень сложных объектов (например, различных деталей в аэрокосмической промышленности, таких как лопатки турбин) или в уникальных ситуациях, когда пространства для ремонтной мастерской просто нет, а ближайший склад запасных частей находится очень далеко.

В долгосрочной перспективе 3D-печать все чаще будет использоваться для производства готовых деталей. Уже сейчас можно говорить о том, что данное направление ее применения развивается быстрее, чем рынок 3D-печати в целом.

Хотя 3D-принтеры вряд ли появятся в каждом доме, они могут появиться в каждой школе, и ученики старших классов будут осваивать азы 3D-печати так же, как предыдущие поколения учились резьбе по дереву и металлу на уроках труда. Кому-то эти навыки в дальнейшем очень пригодятся в работе, а кто-то просто получит новые интересные знания. То, что мы наблюдаем сейчас, –это только начало. Тем не менее одно из недавних исследований показало, что сотни начальных и средних школ в США уже включают покупку 3D-принтеров в свой годовой бюджет.

Как правило, прогнозы «Делойта» составляются на ближайшие год-полтора. Через полтора года ведущие производители 3D-принтеров, возможно, представят новые модели, способные работать с различными материалами и ориентированные на промышленный, а не потребительский сектор. Пока сложно сказать что-либо об их технических характеристиках, но в результате рынок 3D-печати готовых деталей, возможно, будет демонстрировать рост благодаря совмещению различных материалов печати в рамках одной модели, а также увеличению скорости печати и точности моделирования.

Миллиард новых смартфонов на смену старым

По прогнозам «Делойт», в 2015 году рынок смартфонов, покупаемых на замену старым, впервые достигнет отметки в 1 млрд единиц, а выручка от продаж превысит $300 млрд. Рост числа смартфонов, покупаемых на замену старым, продолжится до 2018 года, а, возможно, и в дальнейшем. Среди потребительских электронных устройств, купленных на замену старым, смартфоны лидируют с большим отрывом. В 2015 году продажи смартфонов превысят совокупные продажи ПК, телевизоров, планшетов и игровых приставок как по количеству проданных единиц, так и по объему полученной выручки. По прогнозам, рост доли смартфонов в натуральном и денежном выражении продолжится до 2018 года. Основным фактором доминирования смартфонов является замена старых устройств на новые.

Согласно выводам исследования «Делойт», проведенного в мае-июне 2014 года, около семи из десяти владельцев смартфонов в 14 развитых странах приобрели новый телефон на замену старому в течение последних полутора лет. Такая периодичность замены не характерна ни для одного другого потребительского электронного устройства и может показаться удивительной, если учесть, что в 2015 году большинство владельцев смартфонов, вероятнее всего, проведут больше времени перед экранами телевизоров, а «белые воротнички» и студенты – перед экранами персональных компьютеров.

b35f64c6668bc29c93f26e8ff85.png

В ближайшем будущем смартфоны предложат своим владельцам как новый функционал (например, сканеры отпечатков пальцев), так и расширение существующих функций (например, фотокамеры с улучшенными характеристиками). Камера является одной из базовых составляющих функционала смартфонов, а также их предшественников – обычных мобильных телефонов. Одной из основных причин (но точно не единственной) покупки нового телефона будет стремление делать более качественные фотографии и выкладывать их в социальные сети, находясь в любой точке мира.

Улучшение качества снимков может потребовать приобретения нового смартфона с большим объемом памяти. Такая покупка может показаться оправданной, но на самом деле она нецелесообразна, если недостаток памяти возникает исключительно вследствие нежелания удалять ненужные фотографии. На телефоне с картой памяти объемом 64 гигабайта (ГБ) можно хранить свыше 30 тыс. фотографий высокого разрешения, из которых лишь небольшая часть будет просматриваться повторно.

В 2015 году одной из распространенных причин покупки нового смартфона станет увеличенный размер экрана, что якобы облегчает навигацию на веб-сайтах или просмотр видео. Однако мало кто признается, что основным преимуществом большего по размеру экрана является отсутствие необходимости надевать очки для чтения.

Еще одним из аргументов в пользу решения поменять телефон может являться стремление не отставать от своего окружения. И дело не только в зависти, вызванной свежайшими моделями гаджетов у друзей и близких, снабженными новейшим функционалом. Свою роль здесь играет и новостной фон, включая технические разделы веб-сайтов, пестрящие информацией о запуске новых моделей смартфонов, а также национальные сводки новостей.

Однако для достижения успеха недостаточно быть просто пассивным участником индустрии смартфонов, которая становится все более и более конкурентной. Перед производителями смартфонов стоит ряд задач, которые, скорее всего, со временем будут только усложняться, а именно: сохранение лояльности клиентов, завоевание доли на активно развивающемся рынке, поддержание необходимого уровня рентабельности, определение набора функций, необходимых для клиентов в тот или иной момент времени.

Помимо оптимизации аппаратной составляющей, производителям придется расширить набор нематериальных аспектов, повышающих привлекательность их изделий. Сюда входят доступность технической поддержки, простота перенесения данных со старого устройства на новое, обеспечение безопасности клиентских данных и число предустановленных приложений.

Производителям нужно убедиться, что все функциональные характеристики отвечают текущим потребностям пользователей и предвосхищают потенциальные.

Включение ненужных функций или сложных в использовании технологий приведет к снижению рентабельности.

Что касается корпоративного сектора, на долю которого приходятся несколько сот миллионов смартфонов, процедура выбора может оказаться более сложной, чем в ситуации с частными потребителями. Преимущества оптимизированных характеристик встроенной в смартфон фотокамеры вряд ли станут решающим фактором для директора по информационным технологиям, в то время как для департамента HR они могут послужить средством привлечения и удержания персонала. В ряде случаев ударопрочные и водонепроницаемые телефоны могут стать отличным решением для сотрудников, работа которых носит разъездной характер, а устройства, оснащенные сканерами отпечатков пальцев и микросхемами NFC, возможно, привлекут особый интерес со стороны компаний, для которых безопасность имеет большое значение.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.