Нынешнее снижение цен на бензин связано с обесцениванием рубля. Такое мнение высказал эксперт по рынку Сергей Смирнов. «Многие заправки продают по 107 тенге за литр и ниже. Российский бензин на заправках стоит 90 тенге (АИ-92), у нас - по 107. Им это позволяют цены на заправках России. Наши трейдеры покупают без акциза, им хватает маржи, так что они могут сами снижать цены, не обращая внимания на указанный властями верхний порог», - говорит Смирнов.
Но, судя по всему, это временное явление, потому что текущая ситуация вредит отечественным заводам. Что касается розничных торговцев бензином, то АЗС теряют из-за разницы между оптовой и розничной ценой. «Мы хотим, чтобы разница между оптовой и розничной ценой составляла 25-30%. По какой цене он будет продаваться – не так важно. Главное, чтобы выдерживался этот коридор. Рекомендованный – 17%. На заводе наши АЗС продавали минус 17% за стоимость и привозили сюда. То есть транспортировочные расходы, налоги - все ложится на АЗС. Многие под ноль работали», - отметили в Казахстанской топливной ассоциации.
Сергей Смирнов в свою очередь считает маловероятным, что ситуация изменится в пользу АЗС. «Еще в позапрошлом году было принято решение, что надо регулировать оптовые цены. Министерство нефти и газа, существовавшее на тот момент, должно было этим заняться, но до сих пор не взялись. У нас идет контроль с конца, контролируют розницу, но не опт. Власти рекомендуют 17% для рентабельности розницы. Но оптовики не обязаны соблюдать это, зачастую они предлагают цены близкие к розничной, которую устанавливают власти по некоторым видам топлива. Это невыгодно покупать. Произошло увеличение железнодорожных перевозок, что сокращает маржу для АЗС. Представители розничных торговцев постоянно отправляют расчеты в правительство, но министерства якобы ничего не получают», - отметил эксперт.