Рынок бытовой и электронной техники в Казахстане остается одним из самых стабильных. Несмотря на ослабление курса тенге в начале текущего года, эксперты отмечают, что рынок достаточно быстро восстановил свои прежние объемы, достигнув преддевальвационного спроса. Об этом сообщает корреспондент делового портала Kapital.kz.
По данным компании LogyCom, по оценке на конец 2013 года объем рынка цифровой техники по основным товарным группам в Казахстане, который включает в себя смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие устройства, составил порядка 1,5 млрд долларов. Из них на бытовую и цифровую технику приходится 60% и 40% соответственно.
Отметим, что казахстанский рынок бытовой и электротехники преимущественно иностранный. Так, основная часть товара в Казахстан поступает из России и Китая. Небольшую долю занимает техника из стран ЕС.
Что касается "серого" рынка, то, по мнению представителей компании LogyCom, "серый" рынок бытовой техники практически отсутствует. Основная доля теневого оборота сосредоточена в сфере различных гаджетов и смартфонов: они чаще всего представлены на стихийных рынках, в мелких торговых точках и местах торговли неорганизованной розницы. Такие рынки предлагают дешевые копии оригинальных товаров.
«По экспертным оценкам, доля таких поставок доходит до 20%. В последнее время наблюдается тенденция к сокращению таких продаж. Этому также могло способствовать, что с 1 июня 2014 года Казахстан вошел в число стран, которые являются официальными представителями мировой марки Apple», – заявили в LogyCom.
Расклад сил на рынке техники меняется в сторону планшетов и смартфонов. Электронные гаджеты сегодня являются основным двигателем роста, так как продажи традиционной техники показывает стагнацию или вовсе падение.
Эксперты отмечают, что насыщение рынка крупными точками выхода скорее отрицательно сказывается на рынке. Крупные сети открывают много точек продаж, в результате предложение может превышать покупательский спрос.
«Общие тенденции экономического спада: девальвация тенге, рост инфляции, снижение покупательской способности, снижение стоимости нефти за баррель, соответственно замедление развития рынка», – говорят эксперты.
Продажи осложняют также и новые требования Национального банка РК к потребительскому кредитованию. Так, в стране введена предельная величина совокупной долговой нагрузки заемщика, ежемесячный платеж по всем займам не должен превышать 50% от ежемесячного дохода.
Крупным игрокам гораздо легче сдерживать ценовые колебания на рынке, так как они менее зависимы от валютной политики Нацбанка. Мелкие игроки в свою очередь вынуждены приспосабливаться к текущим обстоятельствам или переориентироваться на бюджетные модели техники.
«Небольшие объемы товарооборота не дают преимуществ поставщику на получение особых условий на поставки, соответственно закупочные цены для мелких точек выше, маржинальность снижается, затраты зачастую не покрываются прибылью. Из-за невозможности конкурировать в таких условиях мелкие игроки вынуждены уходить с рынка», – отметили участники рынка.
Спикеры также отмечают, что немаловажным фактором является и то, что банки в первую очередь кредитуют крупных игроков, так как уровень доверия к ним намного выше.