Рынок оплаченных постов или затрат на проведение блог-туров составляет сегодня в Казнете 10-12 млн. долларов в год. Заказчиками выступают как государственные органы, так и коммерческие компании, заинтересованные в продвижении какого-либо материала или бренда. Такие данные корреспонденту делового портала Kapital.kz предоставил президент «Интернет Ассоциации Казахстана» (ИАК) Шавкат Сабиров.
На сегодняшний день в Казнете немало блогеров, пишущих за деньги. При этом они готовы сотрудничать при выполнении определенных требований и правил. Одним из ключевых факторов является достоверность предоставляемой информации. Популярный пользователь социальной сети Facebook Жанна Ахметова недоумевает, почему в Казнете к рекламным постам относятся весьма негативно. По словам собеседницы, ей часто поступают предложения написать пост за деньги, однако при этом на все соглашаться невозможно, говорит она.
Жанна Ахметова долгое время проработала в глянцевых журналах и с объемами рекламного рынка в печатных изданиях знакома не понаслышке. По ее простым подсчетам, реальный тираж многих глянцевых изданий – 3 тыс. экземпляров, хотя в выходных данных заявляют 10 тыс. Из 240 страниц 150 рекламного характера, а за одну страницу рекламодатели выкладывают порядка 200-250 тыс. тенге.
Таким образом, рекламный посыл доходит до 150 человек. 50 из них возьмут увиденное на заметку, у десятерых появится желание что-то приобрести, у троих не будет финансовой возможности, пятеро забудут, и только один действительно станет потребителем. Ахметова считает, что более успешных результатов рекламодатели могут добиться за счет блогеров, так как охват аудитории практически превышает показатели некоторых глянцевых журналов.
«В моем аккаунте 5000 друзей и 4000 подписчиков. Я смело могу отмести половину из них, это, возможно, мертвые аккаунты. 3000 друзей - это те люди, которые реально лайкают, смотрят и комментируют. Что касается расценок, тарифы на посты в Facebook должны быть достаточно дорогими. Обязательно информация должна быть правдивой и проверенной. Я также требовательна к информации о благотворительности. Прежде чем что-то репостить, проверю сообщение, потому что несу ответственность перед своей аудиторией. Я очень уважаю своего читателя», – пояснила она.
После ряда рекламных публикаций в социальной сети Facebook о распродаже брендовых вещей в Алматы, пользователи раскритиковали блогеров за «джинсу». «Пока нет такого пункта в законе, который обязывает человека указывать в своем личном аккаунте, платный это пост или нет. Если это требование будет законодательно закреплено, я буду соблюдать законы своей страны», – говорит Жанна Ахметова.
К еще одному популярному блогеру Жанне Ильичевой, которая также сейчас представляет Альянс блогеров Казахстана, недавно впервые обратились с коммерческим предложением. Однако многие и ранее подозревали Жанну Ильичеву в «проплаченности». Сама она такой реакции подписчиков удивляется.
«У меня есть свой бизнес, если бы я писала рекламные посты, наверное, мой первый пост был бы о нем. - смеется Жанна Ильичева. - В целом, к постам за деньги я отношусь нормально, если речь идет о какой-то рекламе, а не о попытках постами о политике манипулировать сознанием».
По словам президента ИАК Шавката Сабирова, отношение к блогерской среде в Казнете кардинально изменилось за последние два года. Если раньше блогер писал не так много, но очень интересно и полезно для читателя, создавал прецеденты разными аналитическими материалами, то сегодня таких людей осталось очень мало. Блогер в казахстанском понимании теперь некий «рупор», причем, который должен кричать как можно громче и дольше.
«Думаю, что мы стоим на пороге, когда нужно выбирать путь, по которому нам нужно идти. Может быть стоит пойти по пути Европы или Америки, где блогер - это высококвалифицированный независимый специалист, который не получает деньги от коммерческих компаний или от государства. Он получает как журналист гонорары от редакции. Я считаю это правильным путем. Невозможно писать все время на разные темы, хочется читать материалы не в новостном режиме, а режиме безумно интересных статей», – считает эксперт.
В целом, по прогнозам Сабирова, Казнету нужно еще немного времени, чтобы рынок пришел в «норму» и равновесие. Для того, чтобы понять, какие суммы «крутятся» в этой среде, проще всего обратиться к документам государственных закупок и все станет ясно, говорит он.
«Этих материалов с суммами, названиями тендеров и именами победителями пестрит весь Facebook. Это не проблема. В суровые времена мирового кризиса и санкций Запада в отношении России...»