В Казахстане наблюдается дефицит и подорожание бензина. Пик нехватки топлива был в конце лета и осенью. В некоторых регионах из-за этого прошли акции протеста, в городе Рудном даже перекрывали дорогу. Эксперты дружно отмечают, что это болезненная и очень важная проблема, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
Если эту проблему не решать, то будет расти социальная напряженность. Уже сейчас казахстанцы вынуждены экономить. Леонид Гуревич, президент исследовательского центра «Bisam Central Asia» в своем докладе, представленном на круглом столе аналитической группы КИПР, назвал такие цифры. «Мы опросили небольшую группу автовладельцев. Это около 400 человек. 56% из них сказали, что в последнее время им пришлось уменьшить объем использования топлива. Из-за повышения цен и дефицита 68% опрошенных сказали, что им пришлось сократить другие статьи семейных расходов», - говорит Леонид Гуревич.
С чем связан текущий дефицит? Представитель Минэнерго Нурбек Амангелдыулы указал на то, что мощности отечественных НПЗ не покрывают потребностей внутреннего рынка.
«При полной загрузке НПЗ дефицит топлива составляет 30-40%, а восполняется он за счет импорта из России и других государств. В этом году по ряду экономических причин – в том числе из-за корректировки национальной валюты – поставки нефтепродуктов стали снижаться», - отметил чиновник.
Для решения этой проблемы Минэнерго разработан план мероприятий по стабилизации внутреннего рынка. Однако, по словам экспертов, суть этого плана заключается лишь в сиюминутном решении проблем. Комплексных мер он не предусматривает. «Этот план построен на идее: как бы экстренно выйти из ситуации. Это называется так: как бы нам день простоять и ночь продержаться», - такую оценку дает экономист Петр Своик.
Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК, также отмечает необходимость более комплексного и основательно подхода.
«Сегодня мы можем подолгу ждать, когда же нам соседи поставят топливо. Когда новый договор вступить в силу. И т.д. А что мы сами должны делать? Надо строить новый нефтеперерабатывающий завод. Существующие НПЗ в Шымкенте и Павлодаре – это старые объекты. Когда говорят, что шымкентский завод, после его усовершенствования, позволит увеличить переработку нефти с 6 млн. тонн. до 12 млн. тонн., то мне это кажется удивительным Шымкентский завод находится почти в центре города, как там строить, расширять? Мы много говорили о Кашагане. А никто разве не задумывается о том, что новый и крупный завод, который можно построить на Западе РК – это выход. И, если захотеть, завод может заработать уже через три года. Есть примеры – в Китае построили НПЗ за два года. Мы, правда, свой комплекс в Карабатане строим с 2005 года. Нежелание развивать эту сферу, нежелание решать вопросы переработки – основная причина нашего дефицита сырья», - констатирует эксперт.
Сейчас же ситуация такова, что отечественная нефть на 80% уходит на экспортные трубы.
«То, что перерабатывается в Павлодаре и Шымкенте, это, зачастую, российское топливо. Мы располагаем 20%», - отмечает Олег Егоров.
Такие цифры существуют потому, что сама модель экономики в Казахстане скорее экспортная, «на вывоз», как заметил Петр Своик. «
Эту модель необходимо менять. Рынок ГСМ никого из главных представителей этой экономики не интересует. Никто из главных политических и экономических деятелей страны не интересуется рынком ГСМ. В такой ситуации всегда будет дефицит бензина на внутреннем рынке. Его будут закрывать китайца и россияне», - отметил эксперт.
В целом же, почти все эксперты, высказавшиеся на круглом столе КИПРа, отметили, что в стране, по сути, ЧП с бензином. .