Первая партия топлива из Азербайджана в объеме 5 тыс. тонн должна поступить на казахстанский рынок в ближайшее время, сообщил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин. Об этом передает официальный сайт премьер-министра РК.
«Азербайджан - есть уже договоренности, мы ожидаем на следующей неделе, наверное, порядка 5 тысяч тонн - первая партия. А дальше уже будем договариваться», - сказал Узакбай Карабалин.
Что касается поставок российского бензина, он пояснил, что заключенные договоры на бензин порядка 69 тыс. тонн с Россией, тоже подтверждаются, и в ближайшее время ожидается решение этого вопроса.
Вице-министр при этом отметил, что ограничения по объемам ввоза нефтепродуктов из России должны быть сняты.
По словам Узакбая Карабалина, в принципе, переговоры о поставках бензина может вести любая компания, кроме «КазМунайГаза», но поскольку у нас стоимость топлива дешевле, то импортировать его не выгодно.
Ранее корреспонденту делового портала Kapital.kz заместитель директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко сказал, что необходимы превентивные меры со стороны государства. Прежде всего, АИРИ представляется необходимым создание по линии «КазМунайГаза» коммерческих резервов высокооктановых бензинов и дизельного топлива для эффективного регулирования предложения на внутреннем рынке в периоды сезонного пикового спроса и нивелирования рисков, связанных с возможными временными ограничениями поставок российских нефтепродуктов в силу форс-мажорных причин.
По мнению Артема Устименко, у Казахстана нет возможности для диверсификации импорта нефтепродуктов. Недавно озвученные на официальном уровне заявления об их потенциальном импорте, к примеру, из Азербайджана и Туркменистана, фактически неработоспособны в расчете на долгосрочную перспективу – производство светлых моторных топлив в указанных странах ограничено. А Азербайджан в текущем году и вовсе активно импортирует высокооктановые бензины. Еще одна «альтернатива», Беларусь, по мнению аналитика, ориентирует свои поставки на российский рынок, в том числе в рамках межгосударственных обязательств.
«При этом если Россия поставляет в Казахстан нефтепродукты на беспошлинной основе в рамках утвержденного индикативного баланса (как уступка в рамках Таможенного союза), то фискальные и ценовые условия, а также логистика импорта по другим направлениям вызывают серьезные вопросы», - подчеркнул Артем Устименко.