Как сообщило информационное агентство «Reuters», совместное предприятие, созданное национальной компанией «Казатомпром» и японской «Sumitomo Corp» для производства редкоземельных металлов (РЗМ), включая диспрозий, летом текущего года осуществило пробную поставку своей продукции. На сайте «Казатомпрома» такая информация отсутствует, однако указывается, что сотрудничество с «Sumotomo» по проектам в области редкоземельных элементов в Казахстане началось в 2008 году. В марте 2010 года было создано ТОО «СП «Summit Atom Rare Earth Company» (совместное предприятие «Sareco»). В ноябре 2012 года в городе Степногорске состоялась церемония открытия опытно-промышленного завода «Sareco» по выпуску коллективного концентрата РЗМ, рассчитанного на производство 1500 тонн TREO (сумма оксидов РЗМ) с увеличением производственных мощностей до 3000 тонн в 2015 году и до 5000-6000 тонн к 2017 году.
Другим японским партнером «Казатомпрома» в этой сфере выступает корпорация «Toshiba» - сотрудничество с ней ведется через ТОО «СП «КТ Редкометальная компания», созданное в сентябре 2011 года. Из информации на сайте нацкомпании следует, что перед этим СП ставится задача по выполнению технико-экономического обоснования на разведку месторождений редких металлов и РЗМ в Казахстане, их экстракцию, проведение соответствующих исследований и опытных работ. А в случае положительного решения по результатам проведенного ТЭО компания займется разработкой, добычей и реализацией РЗМ.
Еще одним направлением сотрудничества Японии с Казахстаном по сведениям «Reuters» стало создание СП по утилизации (ресайклингу) аккумуляторных батарей и моторных магнитов. Какие компании участвуют в этом проекте с обеих сторон, не сообщается.
«Reuters» указывает также, что на Китай в настоящее время приходится примерно 90% мирового производства РЗМ. Чтобы ослабить свою зависимость от Китая в этой сфере, Япония, у которой отношения с этой страной весьма напряженные, намерена в ближайшие годы обеспечить как минимум 60% своей потребности в РЗМ за счет поставок из других стран, переработки промышленных отходов, содержащих РЗМ, и даже добычи РЗМ со дна океана. Среди крупнейших японских потребителей РЗМ такие известные компании как «Panasonic», «Toshiba», «TDK», «Toyota Motor», «Honda Motor» и другие. Ими уже организована утилизация и переработка компонентов, содержащих РЗ. Так, «Honda Motor» с 2012 года возвращает на переработку все вышедшие из употребления гибридные автомобили и электромобили. Однако потребность в РЗМ быстро растет, опережая темпы переработки компонентов, содержащих РЗМ, в результате чего дефицит некоторых видов РЗМ становится вполне реальным. Напомним, что РЗМ являются критически важными компонентами для производства современных телефонов, компьютеров, автомобилей, включая гибридные, и электромобилей.
В ближайшее время, согласно информации «Reuters», японская компания «Toyota Tsusho Corp» намерена заключить сделку по производству и поставке РЗМ из Индии. Кроме того, японцы финансируют разработку месторождения РЗМ в Австралии и перерабатывающий завод по выпуску РЗМ в Малайзии, построенный австралийской «Lynas Corp.». За счет ежегодных поставок из Индии порядка 2500 тонн РЗМ Япония сможет обеспечить порядка 15% своих потребностей, еще 8500 тонн поставит «Lynas Corp.». Общая же потребность японских производителей в РЗМ к 2018 году оценивается в 18000 тонн.