Западные санкции против России ускорят рост российской и казахской электроэнергетики, пишет издание kp.ru.
В настоящее время государственные органы России, Беларуси и Казахстана рассматривают проект концепции единого энергетического рынка. Документ был подготовлен в начале июля Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Суть инициативы – отмена границ для электричества между тремя странами Евразийского экономического союза. Если товары уже перемещаются без таможенных препятствий, то чем электричество не товар?
Смысл свободного электроперетока в том, что если создать единый рынок, то, например, Казахстан через трансграничные ЛЭП сможет продавать электроэнергию Беларуси, где ощущается ее дефицит, а Россия, используя транзит через Казахстан, может гнать дешевую избыточную электроэнергию из Сибири в свои же центральные и западные области.
Экономический эффект только от этих двух транзитных направлений уже оценивается суммарно почти в 500 млн. долларов в год. Это без учета общего экспорта электроэнергии за пределы ЕАЭС. Сегодня трансграничные линии электропередачи загружены лишь на 20%, и поэтому увеличение перетока в 5 раз – до проектной мощности, заложенной во времена СССР – лишь вопрос времени. В целом же объединение рынков по подсчетам разработчиков концепции даст странам Единого экономического пространства дополнительный прирост ВВП на 7 млрд. долларов.
Удивительно, что, несмотря на развал почти всех отраслевых связей между бывшими союзными республиками, технические возможности для нового объединения электроэнергетики полностью сохранены. Точнее, и Россия, и Беларуси и Казахстан, по сути, так и оставались в едином энергетическом кольце. И все, что теперь необходимо сделать – это реформировать внутренние рынки наших соседей по российскому образцу и создать наднациональные регулирующие органы. Планируется, что до 1 июля 2015 года эта Концепция будет утверждена, а еще через год будет принята общая Программа формирования энергорынка.
Разумеется, страны-участницы не будут иметь абсолютно одинаковый или даже пропорциональный выигрыш. Как и в случае с Таможенным союзом, кто-то выиграет больше, кто-то – меньше. И вот здесь, чтобы стать самым крупным бенефициаром, России может помочь ситуация, очень кстати созданная «нашими западными партнерами».
Ответив организаторам санкций запретом на ввоз продовольственных товаров, Россия, разумеется, создала тем самым стимул для их производства на просторах Евразийского экономического союза. Не только российские сельхозпроизводители, но и агроиндустрия соседних стран сегодня корректирует стратегию так, чтобы успеть занять продовольственные ниши, которые освободились в России. Даже если американцы и европейцы быстро «отрезвеют», и антизападные меры просуществуют не больше года, нашим производителям (если считать нашими и казахов и белорусов) будет важно успеть закрепиться на российском рынке. В этих условиях толчок в производстве сельского хозяйства неминуемо вызовет рост потребления электроэнергии. Между прочим, в том же Казахстане, аграрный сектор все это время безнадежно отставал в энергопотреблении. Этот показатель с советских времен упал здесь почти в 4 раза. Если верить в перспективы кратного роста сельхозпроизводства, то это кратно отразится и на спросе электроэнергии.
Все это вкупе с активной индустриализацией Казахстана делает энергетический рынок республики весьма привлекательным для российских компаний. Возможности собственного производства электроэнергии у Казахстана внушительные. В этом случае показательно поведение Китая. Его инвестиции в зарубежные активы – уже привычный индикатор перспективной ликвидности активов. Китайцы в расчете на спрос уже построили в Казахстане Мойнакскую ГЭС. Что же касается России, то уникальные возможности для наших компаний открывает сама ситуация.
Как уже говорилось, создание единого энергетического рынка ЕАЭС согласно Концепции предусматривает введение во всех трех странах российских рыночных стандартов. А именно, и в Белоруссии и в Казахстане должно произойти разделение на конкурентные и монопольные виды деятельности в энергетике. Помимо рынка электроэнергии, который будет регулироваться на наднациональном уровне, у республик, как сегодня в России, должны существовать рынки мощности. В этом случае российские компании становятся носителями стандарта, и их появление в том же Казахстане, будет выгодно республике примерно так же, как участие западных носителей передовых технологий в совместном освоении нефтяных месторождений.
Российский бизнес сегодня уже проявляет интерес к новой, только создающейся энергосистеме столицы Казахстана, предлагая Астане строительство второй очереди городской ТЭЦ-3 за счет инвестиций. Казахская столица может передать России в доверительное управление свои предприятия энергетики, а Россия проведет их структурное преобразование, необходимое для будущего общего энергорынка. Астана – как самый динамично развивающийся город Казахстана, и как место пересечения транзитных магистралей – для российского бизнеса выглядит оптимально с точки зрения новой взаимовыгодной интеграции. Таким образом, не ущемляя интересы соседей, Россия сегодня может заранее подготовиться к новым экономическим реалиям. А они таковы, что, отдавая белорусам и казахам места американцев и европейцев на своем продовольственном рынке, Россия может занять прочные позиции на растущих энергетических рынках стран-союзниц.