USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

Что мешает форсировать ФИИР?

Когда Казахстан увеличит количество видов товаров?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что мешает форсировать ФИИР? - Kapital.kz

Казахстан планирует увеличить количество экспортируемых товаров до 300 наименований. Об этом заявлял ранее экс-министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.

По его словам из более чем 6,5 трлн. тенге, необходимых для реализации второй пятилетки программы форсированной индустриализации, почти 90% - инвестиции квазигосударственного и частного сектора. Бюджетное финансирование составит лишь 650 млрд. тенге. Однако, если подводить итоги первой пятилетки, то ее темпы нельзя назвать идеальными. В 2013 году насчитывалось 19 проблемных проектов в рамках госпрограммы карты индустриализации. Испытывают трудности предприятия, получившие льготные кредиты и гранты и в этом году. Взять хотя бы ТОО «Проммашкомлект» , занимающийееся производством железнодорожного оборудования и комплектующих в Экибастузе. На днях это предприятие посещал глава государства Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана осмотрел производственные корпуса, и отметил, что продукция «Проммашкомлекта» является востребованной.

Завод был запущен в 2012 году. Доля государственного финансирования в виде субсидирования банковской процентной ставки составила 16 %. Однако уже в 2013 году возникла серьезная проблема с реализацией колес «Казтемiртрансу» - основному партнеру. В 2013 году было отгружено 4 тыс. 532 колеса, что составляет всего 17,8% от плана. И только благодаря вмешательству в конфликт журналистов и блогеров, ситуация изменилась и впервые 7 месяцев 2014 года уже было отгружено 17 тыс. 200 штук колес. В планах до конца года увеличить их количество до 32 тыс. В целом мощности предприятия составляют 72 тысячи колес.

« Пока мы активно занимаемся лишь рынком Казахстана, но в планах у нас, конечно , есть российский рынок и другие, – говорит председатель совета директоров Даулет Сыздыков, - Есть потенциальное понимание, будем искать логистически выгодные пути, работать с частными перевозчиками..»

Однако конкурировать с другими производителями мешают и казахстанские таможенники. Из-за неправомерного, по мнению предпринимателей, взыскания таможенных платежей на оборудование, предприятие уже потеряло 280 млн. тенге.

«Есть код оборудования, который мы как предприятие работающее в рамках ФИИР, не должны оплачивать. Однако, несмотря на это, все равно пошли споры с таможенниками», – рассказывает генеральный директор завода Артур Хачатурян. «Уже два суда мы проиграли, третий сейчас идет. Приезжали разные эксперты, в том числе и зарубежные, но наши таможенники считают, что они лучше знают машиностроение. Этот спор сейчас в стадии последнего суда – мы на 99% правы.»

Помимо этого чрезмерное высокое налогообложение экспорта продукции – сначала в 20%, а затем в 10%, тоже подрывает конкурентоспособность предприятия. Единственным рынком сбыта сегодня для него является Казахстан, хотя есть интерес и даже подписаны меморандумы с десятками других государств. В целом рынок потребления СНГ оценивается в миллион штук колес в год. Мощность завода пока может покрыть только 7,5 % этого рынка.

В планах производственников увеличить виды продукции с двух до 400. Если бы в Казахстане были свои производства по отливу и штамповке заготовок, то себестоимость можно было бы значительно снизить. Сейчас их привозят из России. Однако, строительство такого завода оценивается в десять раз дороже чем сам «Проммашкомплект». Его стоимость составила 18,2 млрд. тенге.

Между тем, доля инновационно-активных предприятий в рамках госпрограмм должна составить не менее 10%. Но пока она выросла в ВВП - с 0,51 до 1,25 . Для сравнения доля России на этом рынке составляет 0,3-0,5%, стран Европейского союза – 35%, США – 25%, Японии – 11%, Сингапура – 7%, Южной Кореи – 4%, Китая – 2%.

По данным 2012 года, в Глобальном инновационном индексе, который учитывает не только затраты на инновации, но и отдачу от них, наша республика занимала 60-е место, пропустив вперед не только Россию, но и некоторые страны Африки, а в 2013-м вообще скатилась на 84-ю позицию, между Эквадором и Индонезией.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.