Казахстан планирует увеличить количество экспортируемых товаров до 300 наименований. Об этом заявлял ранее экс-министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.
По его словам из более чем 6,5 трлн. тенге, необходимых для реализации второй пятилетки программы форсированной индустриализации, почти 90% - инвестиции квазигосударственного и частного сектора. Бюджетное финансирование составит лишь 650 млрд. тенге. Однако, если подводить итоги первой пятилетки, то ее темпы нельзя назвать идеальными. В 2013 году насчитывалось 19 проблемных проектов в рамках госпрограммы карты индустриализации. Испытывают трудности предприятия, получившие льготные кредиты и гранты и в этом году. Взять хотя бы ТОО «Проммашкомлект» , занимающийееся производством железнодорожного оборудования и комплектующих в Экибастузе. На днях это предприятие посещал глава государства Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана осмотрел производственные корпуса, и отметил, что продукция «Проммашкомлекта» является востребованной.
Завод был запущен в 2012 году. Доля государственного финансирования в виде субсидирования банковской процентной ставки составила 16 %. Однако уже в 2013 году возникла серьезная проблема с реализацией колес «Казтемiртрансу» - основному партнеру. В 2013 году было отгружено 4 тыс. 532 колеса, что составляет всего 17,8% от плана. И только благодаря вмешательству в конфликт журналистов и блогеров, ситуация изменилась и впервые 7 месяцев 2014 года уже было отгружено 17 тыс. 200 штук колес. В планах до конца года увеличить их количество до 32 тыс. В целом мощности предприятия составляют 72 тысячи колес.
« Пока мы активно занимаемся лишь рынком Казахстана, но в планах у нас, конечно , есть российский рынок и другие, – говорит председатель совета директоров Даулет Сыздыков, - Есть потенциальное понимание, будем искать логистически выгодные пути, работать с частными перевозчиками..»
Однако конкурировать с другими производителями мешают и казахстанские таможенники. Из-за неправомерного, по мнению предпринимателей, взыскания таможенных платежей на оборудование, предприятие уже потеряло 280 млн. тенге.
«Есть код оборудования, который мы как предприятие работающее в рамках ФИИР, не должны оплачивать. Однако, несмотря на это, все равно пошли споры с таможенниками», – рассказывает генеральный директор завода Артур Хачатурян. «Уже два суда мы проиграли, третий сейчас идет. Приезжали разные эксперты, в том числе и зарубежные, но наши таможенники считают, что они лучше знают машиностроение. Этот спор сейчас в стадии последнего суда – мы на 99% правы.»
Помимо этого чрезмерное высокое налогообложение экспорта продукции – сначала в 20%, а затем в 10%, тоже подрывает конкурентоспособность предприятия. Единственным рынком сбыта сегодня для него является Казахстан, хотя есть интерес и даже подписаны меморандумы с десятками других государств. В целом рынок потребления СНГ оценивается в миллион штук колес в год. Мощность завода пока может покрыть только 7,5 % этого рынка.
В планах производственников увеличить виды продукции с двух до 400. Если бы в Казахстане были свои производства по отливу и штамповке заготовок, то себестоимость можно было бы значительно снизить. Сейчас их привозят из России. Однако, строительство такого завода оценивается в десять раз дороже чем сам «Проммашкомплект». Его стоимость составила 18,2 млрд. тенге.
Между тем, доля инновационно-активных предприятий в рамках госпрограмм должна составить не менее 10%. Но пока она выросла в ВВП - с 0,51 до 1,25 . Для сравнения доля России на этом рынке составляет 0,3-0,5%, стран Европейского союза – 35%, США – 25%, Японии – 11%, Сингапура – 7%, Южной Кореи – 4%, Китая – 2%.
По данным 2012 года, в Глобальном инновационном индексе, который учитывает не только затраты на инновации, но и отдачу от них, наша республика занимала 60-е место, пропустив вперед не только Россию, но и некоторые страны Африки, а в 2013-м вообще скатилась на 84-ю позицию, между Эквадором и Индонезией.