Целью соглашения является создание условий для транспортировки российской нефти через территорию Казахстана в Китай. Как сообщил министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин, соглашение заключено сроком на 5 лет и предусматривает фиксированную плату за транзит российской нефти, передает агентствоКазТАГ.
«Этому проекту присваивается международное значение и в соответствии с условиями таможенные пошлины и прочее не взимаются», – сказал он. «Что касается тарифа, он многократно рассматривался и он является тарифом, удовлетворяющим обе стороны. Как мы говорили, этот тариф - единый, и он сохраняется в течение пятилетнего периода», – сказал Карабалин.
«На сегодня наши выгоды заключаются, с одной стороны, в экономике, поскольку этот тариф удовлетворяет все затраты, которые идут со стороны «Казтрансойла» и совместного предприятия по транспортировке нефти с китайской национальной компанией. Второе - это тариф, который позволяет россиянам получить те цены, с которыми у них есть договоренность с Китаем. Поэтому этот тариф многократно обсуждался, рассматривался и является тем консенсусом, который сегодня позволяет нам транспортировать нефть», – добавил министр.
По его словам, для Казахстана это также выгодно тем, что Павлодарский НПЗ бесперебойно работает, обеспечивая внутренний рынок в полном объеме.
«Освобождение от налогов для транспортных систем, являющихся международными, действительно соблюдается. В данном случае речь идет об НДС, который мы ставим по нулевой оценке. Для внутренних транспортировок НДС полностью налагается в том объеме, который сегодня есть. Для международных транзитных перекачек это мы обнуляем», - сказал Карабалин.
«За транспортировку обязательно будут платить. Тариф установлен договорами между хозяйствующими структурами, и этот платеж будет однозначно. Тариф порядка, по-моему, 9,8 долларов почтовая маржа за тонну транспортировки», – сказал в кулуарах Карабалин, отвечая на вопросы журналистов.
Он напомним, что основной поток из России пойдет по традиционной линии Омск-Иртыш-Павлодар-Атасу. «И далее по построенному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу (Китай) - это участок тоже порядка 900 километров», - пояснил он. Карабалин отметил, что оплата пройдет «живыми» деньгами.
«Вопрос выхода на 10 млн. будет решаться дополнительно, если будут такие возможности и у России и у нашей стороны. И за пределы тех 7 млн., которые мы сегодня в договорах описали, это будет отдельный дополнительный договор, который учитывает дополнительные особенности», –резюмировал глава ведомства. По его информации, транспортной мощности Казахстана на экспорт в настоящее время достаточно.
«Транспортной мощности Казахстана на экспорт достаточно для того, чтобы транспортировать нефть на экспорт, и дальнейшее увеличение КТК (Каспийского трубопроводного консорциума – КазТАГ), которое мы ожидаем до 50 с лишним млн. тонн в год. Она позволяет еще больше усилить наши экспортные возможности, и при этом у нас на восток остается 20 млн. тонн общей мощности, из которых 7 млн. задействованы под российскую (нефть – КазТАГ) и оставшиеся 13 млн нам достаточно для обеспечения экспорта», - сказал Карабалин.
«Если в дальнейшем будет увеличиваться спрос на восток, то есть, если китайская сторона будет давать достаточно привлекательные цены на нефть, и наши недропользователи захотят идти именно на Китай и в больших объемах, тогда глава государства на встрече с руководством КНР говорил о возможности увеличения этих мощностей, и тогда мы будем думать о прокладке дополнительных линий», – заключил Карабалин.
«Стороны создают условия для долгосрочной транспортировки российской нефти уполномоченной организацией российской стороны в количестве 7 млн тонн в год с возможностью увеличения до 10 млн тонн в год и предоставляют ей право доступа к системе магистральных трубопроводов по направлению транспортировки Омск (РФ) - Прииртышск (РК) - Атасу (РК) - Алашанькоу (КНР)», – говорится в заключение комитета мажилиса.
При этом стоимость транспортировки нефти в количестве 7 млн. тонн в год по маршруту транспортировки утверждается на весь срок действия соглашения уполномоченным государственным органом Казахстана в долларах США за 1 тонну на основании договоренностей уполномоченных организаций сторон.
Казахстанская сторона облагает услуги по транспортировке нефти по маршруту транспортировки, в том числе по любому из его участков, НДС по нулевой ставке. При этом для целей возврата НДС, в соответствии с налоговым законодательством Казахстана, услуги по транспортировке нефти рассматриваются казахстанской стороной как международная перевозка.
В целях обеспечения нефтью казахстанских НПЗ уполномоченная организация казахстанской стороны вправе самостоятельно определять в системе магистральных трубопроводов Казахстана замещение российской нефти казахстанской нефтью при условии передачи уполномоченной организации российской стороны в конечном пункте маршрута транспортировки (Алашанькоу) нефти в таком количестве и такого качества, которые предусмотрены договором о транспортировке.