Генераторы казахстанской сборки в скором времени появятся в стране. Для этого иностранные специалисты обучат местных инженеров. О том, как грамотно выстроить управленческий процесс в компании, как развивать зеленую экономику и о планах по развитию казахстанского производства генераторов в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказала Шаргуль Назарбекова, президент «BIO-ENERGY».
- Шаргуль Абсаматовна, вы планируете открыть завод по сборке генераторов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Наша компания «BIO-ENERGY» в будущем планирует собирать генераторы на раме. Это будет казахстанское производство. Недавно мы приобрели офис, где будут располагаться специализированные станки. Процесс сборки генератора достаточно прост. На металлическую раму ставится мотор – двигатель, альтернатор, радиатор и автоматика. Необходимо собрать все детали, и получается готовый генератор. В любой стране собирают генераторы. Я думаю, что это нам под силу. Шаг за шагом мы учимся.
В Казахстане по-прежнему не хватает технических кадров. Несмотря на дефицит, мы набрали инженеров, в том числе трех иностранных специалистов. Они будут обучать местные кадры по стандартам, по всем правилам.
- Расскажите, пожалуйста, об истории развития вашей компании. С чего все начиналось?
- Компания «BIO ENERGY» была образована в 2000 году. С 2009 года мы являемся официальным дистрибьютором мирового бренда MITSUBISHI POWER GENERATION. Его основная деятельность – предоставление дизельных и бензиновых генераторов. Это не только размещение и бизнес-услуги, но и услуги сервисного обслуживания.
Тогда состоялась судьбоносная встреча с Масаки Инагаки, проектным менеджером MITSUBISHI, и с Семих Гокалп, основателем по Средней Азии MITSUBISHI. Представители компании рассказали мне о желании сотрудничать именно с нами, потому как мы являемся компанией, которая закрепила свои позиции на рынке.
С того времени ТОО «BIO Energy Middle Asia» является эксклюзивным дистрибьютором мирового бренда MITSUBISHI HEAVY INDUSTRIES по Казахстану. MITSUBISHI HEAVY INDUSTRIES – один из ведущих в мире производителей дизельных и бензиновых, газовых генераторных установок. Наши генераторы – это проверенное временем качество.
Наша компания специализируется на разработке, производстве, пуско-наладке и послепродажном обслуживании системно-бесперебойного энергоснабжения. Мы никогда не ограничиваемся одним только фактом продажи. Мы предоставляем полный комплекс услуг по обеспечению долгосрочного и эффективного функционирования каждого генератора или системы резервного питания. Всегда в наличии генераторы собственного производства, а также продукция ведущих мировых и отечественных производителей.
- В Казахстане развивают программы по зеленой экономике. Какой вклад вносит ваша компания в этом направлении? Как соблюдается экологичность в продаваемой вами продукции?
- Мы поддерживаем развитие зеленой экономики в Казахстане. Наши клиенты отмечают качество работы, бесшумность генераторов бренда MITSUBISHI. Генераторы максимально защищают окружающую среду благодаря системам фильтрации вредных выбросов в атмосферу. Генераторы могут работать бесперебойно 5000 моточасов.
К примеру, в 2011 году на прилегающие горные районы Медеу обрушился сильный ураган. Ненастье обернулось настоящей экологической катастрофой – были повалены тысячи деревьев. До этого случая на Медеу мы продали маленький генератор MITSUBISHI. Позже мне сообщили, что в результате нигде не было света. Только в одном углу горел свет. Оказалось, это работал тот самый генератор MITSUBISHI. Оборудование высокого класса показало себя в полной мере. Вот что значит качество, вот что значит зеленая экономика.
- В чем заключается уникальность ваших вендинговых аппаратов (для воды и льда), модулей, генераторов?
- Преимуществом нашей продукции стал низкий уровень шума от работы генератора. Еще один значительный плюс – в минимальных, ниже нормативных выбросах в атмосферу. Уникальность заключается в функциональности системы управления, современных программах управляемости. У нас имеется также широкий спектр используемого топлива.
- Сколько составил оборот вашей компании за 2013 год? За счет чего он вырос?
- Оборот компании с каждым годом увеличивается, растет число клиентов. По результатам анализа сотрудничества компании с корпоративными клиентами 20 лучших компаний BIO ENERGY за 2012 год обеспечили 44,16% от общего процента загрузки компании и 68,82% от общего числа корпоративных клиентов. Стратегическими рынками для BIO ENERGY являются компании нефтегазовой отрасли (добыча, обработка, обслуживание). Из общего объема продаж генераторов 30 лучших партнеров компании 47,50% дохода приходится на компании, занимающиеся промышленным производством, в основном нефтегазовой отрасли; 35,77% – строительные компании; 6,70% – международные организации и посольства; 3,54% – компании, специализирующиеся на организации выставок и проведении конференций; 7,98% – прочее (финансы, транспорт, медицина и т.д.).
В 2013 году произошли значительные изменения в доле участия компании. Так, к примеру, доля промышленных и производственных компаний в числе 30 лучших партнеров компании сократилась по сравнению с 2010 на 4,68%, доля клиентов строительных компаний – с 35,81% до 25,77.
Хотя головные офисы международных организаций и дипкорпуса были переведены в 2006-2007 годах в Астану, доля их участия возросла с 3,49% до 3,54. Как мы видим, ситуация с нефтегазовой отраслью остается по-прежнему на первом месте, несмотря на сокращение проектов и рецессию в компаниях.
Одной из важных статей дохода компании является предоставление услуг по организации различного рода государственных тендеров с оказанием услуг по сервисному и монтажному обслуживанию. За последний год число проводимых тендеров в компании сократилось на 28,9% по сравнению с этим же периодом 2011 года.
Анализ работы с компаниями (не учитывая случаев проведения сервисного и монтажного обслуживания в компании без предоставления услуг размещения) за 2012 год показал, что объем продаж данного комплекса услуг составил 8 700 000 тенге или 4,18% от общего объема продаж генераторов. Из них 73,93% приходится на продажи дизельных генераторов, 23,76% – на услуги сервисного обслуживания, 2,31% – на прочие услуги продаж запчастей. Основными заказчиками услуг по сервису являются: 31,53 – промышленные компании; 27,14 – образование и медицина; 23,62 – международные организации и строительные компании г. Алматы; 17,71– физические лица.
- Каковы объемы продаж компании?
- Важным достижением менеджмента и персонала в области качества является совместная разработка и внедрение Системы Менеджмента Качества и получение Международного сертификата качества СТ – КЗ.
Исходя из анализа рынка, предварительной оценки затрат и ценовой политики, в 2014 году предполагается достичь 60% среднегодовой продажи. Стимулировать сбыт планируется путем персональных продаж, удержания корпоративных партнеров за счет политики лояльности (30-ка лучших партнеров компании), рекламы и усиления связей с общественностью.
Вторым по уровню вклада в доходы компании являются услуги сервисного обслуживания. В 2013 году объем продаж данного вида услуг компании по сравнению с 2012 годом вырос на 15%. Этот показатель, конечно же, связан с повышением тарифов на конференц-услуги компании. В 2014 году намечено продолжить работу по развитию этой сферы бизнеса и привлечению новых клиентов.
Запланированные маркетинговые мероприятия позволят компании более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и получить дополнительную прибыль.
- Какую долю рынка в сегменте вендинговых аппаратов занимает ваша компания?
- Наша компания является эксклюзивным дистрибьютором мирового бренда MITSUBISHI на сегодняшний день. Качество продукции, прямые поставки из Японии. Мы предоставляем 2 года гарантии на товар.
- Где производят комплектующие и где их собирают? Где находятся сервисные центры по обслуживанию клиентов вашей компании?
- Генераторы MITSUBISHI производят на заводах в Японии, начиная с 500 кВа до 2500 кВа, это стационарные и профессиональные генераторы.
- Какова ваша ценовая политика? Какие акции проводит ваша компания, какие скидки делаете для лояльных клиентов?
- Ценовая политика компании строится на основании цен компании-поставщика и спроса на рынке Казахстана. Компания проводит сезонные акции и распродажи в течение года. Предусмотрены скидки для постоянных партнеров.
Сильной стороной компании «BIO ENERGY» пока что остается уровень сервиса, а также принцип лояльности не только к корпоративным партнерам, но и качество мирового японского бренда. В целях сохранения конкурентоспособности необходимо уделить особое внимание поддержанию этого уровня и дальнейшему совершенствованию через специально разработанную программу тренингов и мотивацию персонала, через поддержание и совершенствование Системы Менеджмента Качества.
- Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке?
- Бизнес – это как футбольная игра. Очень важно, как забьете гол, как расскажите клиенту о своей продукции. Конкуренты всегда должны быть. Они стимулируют нас работать профессиональнее. Но вместе с этим я считаю, что у мирового бренда MITSUBISHI нет конкурентов по качеству генераторов.
- Как девальвация повлияла на рынок и в частности на вашу компанию?
- Девальвация повлияла на продажи нашей компании. Так, уровень продаж снизился на 20% по сравнению с 2013 годом. Многим компаниям пришлось произвести переоценку.
- Каковы ваши планы по развитию компании в ближнесрочной, а также в дальнесрочной перспективе?
- Мы хотим оставаться лидером на рынке Казахстана. Планируем увеличить долю на рынке за счет производства малой мощности на основе двигателей бренда MITSUBISHI.