Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Канат Берентаев: «Интеграция – это единственный реальный шанс сохранить свой национальный суверенитет»

Канат Берентаев: «Интеграция – это единственный реальный шанс сохранить свой национальный суверенитет»

Казахстан, Россия и Беларусь вышли на новый этап интеграции: в конце прошлой недели главы трех государств подписали Декларацию...

Капитал - Канат Берентаев: «Интеграция – это единственный реальный шанс сохранить свой национальный суверенитет»

Казахстан, Россия и Беларусь вышли на новый этап интеграции: в конце прошлой недели главы трех государств подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии. Следующим этапом этого процесса должно стать строительство Единого экономического пространства (ЕЭП), основанного на нормах и принципах ВТО, открытого на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечной целью интеграции станет создание Евразийского экономического союза (ЕЭС). О том, какие сложности есть на этом пути, какие факторы играют определяющую роль в интеграционных процессах «Капитал.kz» попросил рассказать известного казахстанского экономиста, заместителя директора Центра анализа общественных проблем Каната Берентаева.

- В чем, по Вашему мнению, плюсы интеграционного процесса для каждой из стран?

- Принятие Декларации о евразийской экономической интеграции и решение о создании главного (на данный момент) наднационального органа, на мой взгляд, – это свидетельство перевода проблемы региональной интеграции из политической плоскости в плоскость практической реализации. И, с моей точки зрения, этот шаг очень своевременен, особенно в условиях неопределенности тенденций трансформации мирового сообщества. В геополитическом измерении наблюдаются две тенденции трансформации мирового сообщества.

Первая тенденция – это завершение формирования однополярной модели глобализации, которая будет сопровождаться дальнейшей фрагментацией суверенных государств и, возможно, уже состоявшихся региональных блоков. Мы все являемся свидетелями системного кризиса ЕС, который, при определенных условиях, может прекратить свое существование, а его дальнейшее расширение – является достаточно проблематичным.

Вторая тенденция – это регионализация мировой экономики, создание новых региональных блоков, которые станут основными акторами мирового сообщества. По сути, возможно, в течение нескольких лет будет сформирована новая архитектура мирового сообщества, которая положит конец гегемонии США.

В этом отношении создание Евразийского экономического союза (ЕЭС), в первую очередь, жизненно необходимо для Беларуси и Казахстана, если мы хотим сохранить свой статус суверенного государства. Для России эта проблема стоит не так остро. Россия входит в число нескольких стран мира, которые располагают достаточным человеческим, научно-технологическим, производственно-ресурсным потенциалом, чтобы сохранить свой суверенитет.

Как известно, к настоящему времени сформировалась сетевая экономика, которая представлена транснациональными корпорациями (ТНК) и финансовыми институтами. Для этих структур не существуют границы национальных государств, они проводят свою политику по всему миру, и такие малые государства, как Казахстан, не могут им противостоять, так как их экономическая мощь намного превышает силу малых и средних стран. Акторам сетевой экономии, в скором времени, смогут противостоять только самодостаточные региональные образования, которые потенциально способны создать свои экономические структуры, конкурентоспособные с международными ТНК.

Не буду останавливаться на таких «плюсах», как увеличение емкости рынка, возможности свободного перемещения рабочей силы и капитала, которые общеизвестны. Главный «плюс» – это единственный реальный шанс максимально сохранить свой национальный суверенитет. Только он один, по моему мнению, перевешивает все реальные и мнимые «минусы» постсоветской интеграции.

Второй, немаловажный «плюс» – это, как подчеркивал В.В. Путин, унификация требований и стандартов к товарам и услугам, проведение согласованной промышленной политики, чтобы избежать технологических разрывов и несовместимости продукции. Если Россия в этом году станет членом ВТО, Казахстан рассчитывает стать членом этой организации в 2012 году, то можно предположить, что условия ТС никоим образом не противоречат принципам ВТО, или наоборот.

Третий крупный «плюс» – это реализация совместных интеграционных проектов в приграничных районах. Позитив такого подхода к решению совместных проблем очень быстро почувствуют жители этих территорий. Говорить о том, что рынок в целом увеличился, мы можем продавать свою продукцию и на Дальнем Востоке, и на крайнем Западе, это слова, так как это будет доступно только крупным предприятиям, в лучшем случае - средним, которые найдут свою нишу и претендуют на переход в разряд крупных предприятий.

Еще один «плюс» – создание вертикально интегрированных структур в рамках ЕЭП, которые будут объединять все структуры, начиная от разработки фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проблем вплоть до их практической реализации и распространения.

Ну, и, главное, сохранение общего образовательного, культурного, научного и языкового пространства, которое будет дополнено национальными особенностями и спецификой, в целом способствовать росту качества человеческого потенциала.

 - А какие «минусы» Вы могли бы выделить?

 - Главным «минусом» процесса региональной интеграции является, с моей точки зрения, недооценка методических и геополитических аспектов этой проблемы. В геополитическом плане ни одному из сформировавшихся центров мирового сообщества нежелательно появление нового актора, который способен перекроить политическую и экономическую карту мира. Причем атака на интеграционные процессы ведется как и национал-патриотами Беларуси, Казахстана, так и России. Если Казахстан и Беларусь выступают с позиции возможной потери суверенитета, реинкарнации Российской империи и т.п., то российские – с позиции того, что Россия будет вынуждена поддерживать членов союза в ущерб своим интересам.

Этому противостоят и круги прозападной ориентации, которые предпочитают видеть нас в составе ВТО, или Европейского сообщества, утверждая, что союз отсталых стран, к которым нас причисляют, не поможет им выйти на новый уровень развития.

С моей точки зрения, чувствуется определенная неготовность наших стран к реальной интеграции, несмотря на бодрые политические заявления глав государств. Во-первых, нарушена последовательность принятия решений. После принятия политической декларации наступает пора организации ее организационно-технического обеспечения, после которого и может быть принято политическое решение о начале действия того или иного регионального образования.

К сожалению, этот момент не принимается во внимание. Так,  Александр Лукашенко заявил, что главное – это принятие политического решения. «Весь остальной массив сложнейших юридических, таможенных, финансовых и иных вопросов можно решать. И мы  совместно решим все, и в короткое время», – сказал он.

К чему это приводит, мы видим на примере Таможенного союза. Многочисленные неурядицы, связанные с нерешенностью вопросов прохождения грузов, несогласованность технологической регламентации, различные требования СЭС и т.п. чуть не дискредитировали саму идею ТС.

Более того, свои ошибки во внутренней политике правительство пытается списать на начало действия ТС. Как известно, в Казахстане значительно выросли цены на ГСМ, продукты питания, я не говорю об автомобилях, которые касаются достаточно узкого круга лиц. Если поднять публикации, чтобы далеко не ходить, хотя бы за 5-6 лет, то мы видим регулярное повышение цен на ГСМ, услуги ЖКХ, транспорт, продукты питания. Объяснения правительства и регулирующих органов – выросли мировые цены, мы не можем мешать нашим производителям получать максимальную прибыль, казахстанские цены должны приближаться к мировым и т.п.

Если раньше были ссылки на мировые цены, то в текущем году причиной роста цен стал ТС. В России цены на ГСМ выше, следовательно, казахстанские будут к ним приближаться. То, что в программе форсированного индустриального развития заложено ежегодное повышение тарифов на электроэнергию на 10%, причем стыдливо делается оговорка, что это нижний предел, а истинный рост тарифов зависит и от роста цен на энергоресурсы. Заложено повышение тарифов на перевозки железнодорожным транспортом, тоже в пределах 8-15%, это не учитывается в объяснениях правительства.

В структуре издержек производства транспорт, услуги ЖКХ, затраты на топливо и электроэнергию занимают существенную долю, что приводит к росту цен. Примем во внимание и фактор рефлексивности, когда все ожидают повышения цен.

Поэтому неудивительно, что все связывают рост цен с началом действия ТС. При этом забывается правило: «после еще не означает, что вследствие». То, что рост цен происходит после начала действия ТС, это еще не значит, что это происходит из-за начала его действия. Между ростом цен и ТС отсутствует причинно-следственная связь, связь чисто формальная, корреляционная. Если вспомнить один из примеров Мерфи, то он задавался вопросом: почему, когда сосед моет свой автомобиль, через полчаса начинает идти дождь? Такой же вопрос можно задать и о связи между ростом цен в Казахстане и началом действия ТС.

С моей точки зрения, большинство минусов – надуманные, используемые для дискредитации региональной интеграции. Поэтому нужно уделить более серьезное внимание решению чисто технических вопросов, не принимать политического решения о начале действия того или иного регионального образования, надеясь, что со временем все утрясется.

 - Есть ли еще факторы, помимо политической воли лидеров стран, которые могут влиять на интеграцию?

- Естественно, что есть еще много факторов, связанных с решением проблем интеграции. В первую очередь, риски, потенциальные или реальные, потери своего суверенитета в связи с созданием наднациональных органов. Это предмет специального обсуждения, но, с моей точки зрения, существуют механизмы интеграции, в том числе и введения наднациональной валюты, которые не ущемляет национальных интересов.

Резко проявляется русофобия, страх возврата «старшего брата». В частности, в Казахстане это проявилось в форме резкого противостояния отдельных групп по Доктрине национального единства, национального языка и т.п. Эти проблемы искусственно политизируются противниками интеграции. Это тоже предмет специального рассмотрения. Моя точка зрения, если рассматривать СССР как империю, то это была единственная империя, в которой малые народности получили свою письменность, все национальные республики – свою академию наук, империя, в которой социальный лифт не зависел от национальности.

Поэтому успех интеграции будет зависеть от преодоления русофобии, так как по словам А. Лукашенко, если еще на берегу не договоримся о ряде вещей, которые пока выглядят не очень серьезными, то в будущем – это приведет к распаду ЕЭС. С этой точки зрения, строительство ЕЭС должно начинаться с укрепления доверия между нашими странами, исходя из долговременных интересов наших народов, а не поиска сиюминутных экономических выгод.

- А в случае смены политического руководства в одной из стран ЕЭС, может ли это отразиться на интеграционных процессах?

- При правильной постановке проблемы и, главное, ее правильном решении, в интеграционной политике принципиальных изменений не будет. Более того, с моей точки зрения, новые элиты, которые приходят к власти в наших странах, смогут быстрее найти общий язык. Нурсултан Назарбаев, говоря о недостаточной эффективности всех институтов, которые были созданы после распада СССР, отметил, что одной из причин было нежелание бывших лидеров сотрудничать из-за ложно понимаемых категорий национального суверенитета и т.п.

- Когда наднациональный орган сможет заработать в полную силу?

- Евразийская экономическая комиссия как структура должна, по идее, начать работу с момента подписания договора. Ей нужно решать не столько организационные, сколько методологические и методические вопросы. Было бы желательно привлечь для их решения научные круги наших стран. Реально, с моей точки зрения, первый наднациональный институт будет методически готов к работе в 2015 году. Этим институтом должна стать наднациональная валюта. До этого будет необходимо разработать общую долгосрочную стратегию развития, которая будет учитывать не интересы Беларуси, Казахстана или России в отдельности, разрабатываться исходя из целей развития нашего союза в целом как самостоятельного актора мирового сообщества (с учетом других членов ЕЭС, которые присоединятся к этому времени).

- Кроме Кыргызстана, кто еще в перспективе мог вступить в ЕЭП и ЕЭС?

- Влиятельным и необходимым членом ЕЭП и ЕЭС должна стать Украина. Мне кажется, европейская ориентация этой страны постепенно меняется на евразийскую. Тем более на Украине уже имеется межфракционная группа по присоединению к ЕЭС.

Ясно, что в ЕЭС со временем войдут Таджикистан и Узбекистан. Была идея академика Станислава Шаталина о создании Союза свободных социалистических республик (СССР-2). Согласно этому проекту, в союз могли бы входить Болгария, Польша, Румыния и Монголия. Так что, поживем, увидим.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram