Гигантское нефтяное казахстанское месторождение Кашаган может быть закрыто на два года, сообщает КазТАГ, со ссылкой на портал Quartz. «Самое большое нефтяное месторождение в Казахстане будет закрыто. Согласно источникам, близким к проекту, казахстанский Кашаган будет закрыт, по меньшей мере, на два года. Во время закрытия трубопровод будет модифицирован таким образом, чтобы он мог противостоять эффекту токсичных газов», - говорится в информации знакомого с нефтяной тематикой журналиста Стива Ливайна, опубликованной на сайте qz.com.
Он также сообщает, что была информация о том, что казахстанский Кашаган может приостановить деятельность до лета, а может и дольше. Но новостью стало то, что добыча нефти будет прекращена до 2016, а то и до 2017 года.
Новые дорогостоящие трубы, скорее всего, сделанные из сплавов никеля, заменят два трубопровода длиной в 55 миль – один газовый и один нефтяной. $50 млрд уже были потрачены, и перекладка труб будет означать дальнейшую задержку миллиардных денежных потоков как и для самого Казахстана, так и для таких нефтяных компаний – Exxon Mobil и Shell, Eni и французский Total. Кашаган содержит в своих недрах 13 млрд баррелей извлекаемой нефти.
Пока не известно, как инвестиционные биржи и нефтяной сектор отреагируют на данные новости. Но часть рисков, ассоциированных с Кашаганом, уже включены в стоимость проекта. Кашаган, который в соответствии с контрактом должен был начать производство нефти в 2005 и подняться до объема 1,6 млн баррелей в день, 11 сентября 2013 года начал производить всего 75 тыс. баррелей в день. Но компании вынуждены были приостановить производство уже через месяц, когда произошла утечка газа.
При этом указано, что пресс-офисы Exxon Mobil и Shell попросили направлять вопросы в Eni, однако ответа от этой компании так и не последовало. Источник, близкий к проекту, рассказал, что Shell начал оповещать своих работников и нанятых извне контрактных агентов о долгосрочной задержке перед повторным запуском месторождения.
«Проблема заключается в ядовитом и ведущем к коррозии металлов сульфиде водорода, N2S. Около 17% природного газа с Кашаганского месторождения содержит данный сульфид, что означает, что используемый трубопровод не должен быть подвержен коррозии. В консорциуме сказали, что трубопровод прохудился в связи с жесткостью использованной стали и взаимодействия сульфида водорода с водой», - поясняется в публикации.
Также Quartz приводит мнение инженера по коррозиям Баттельского мемориального института Барри Хиндина о том, что для наилучшей устойчивости к сульфиду водорода трубопровод должен быть сделан из сплавов никеля, но цена такого трубопровода может превышать стоимость обычного в 10 или даже 15 раз.
Он также сказал, что другая важная задача – это правильное соединение таких труб между собой. Сварка ведет к снижению пластичности стали в местах, близких к сварке. Другими словами – сталь на стыках становится более податлива и может легче прохудиться. Поэтому необходимы послесварочные работы. По его словам, слишком жесткая сталь подвержена охрупчиванию. И эта проблема широко известна сталеварам, отметил Хиндин.
Напомним, в октябре 2013 года компания ConocoPhillips завершила
сделку с АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) по продаже 8,4% доли в
проекте по разработке месторождения Кашаган за $5,4 млрд. До завершения
указанной сделки доли участников кашаганского проекта распределялись следующим
образом: Eni, Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Total и КМГ (по 16,81%), ConocoPhillips
с 8,4% и японская Inpex с 7,55%. Проект управляется совместной операционной
компанией North Caspian Operating Company B.V.
Как сообщалось, по итогам переговоров президента Казахстана Н. Назарбаева и главы КНР Си Цзиньпиня была достигнута договоренность о долевом участии Китая в Кашаганском месторождении. 7 сентября 2013 года China National Petroleum Company (CNPC) стала акционером Кашагана с 8,3%-ой долей.