Производители авиатоплива и аэропортовые заправщики недовольны новым техническим регламентом Таможенного союза, который вступает в силу 1 июля. Как передает Oilru.com, в документ не попала одна из самых популярных марок авиакеросина, что может привести к остановке мощностей и дефициту в 1 млн. тонн топлива в год, говорят нефтяники. Изменения в документ готовятся, уверяют чиновники, а авиаторы вообще не считают проблему серьезной. Но у нефтяников и заправщиков к нему остается масса вопросов, в том числе в отношении требований безопасности.
ЛУКОЙЛ обеспокоен тем, что в технический регламент Таможенного союза по топливу, который вступит в силу 1 июля, не внесена марка авиакеросина РТ (реактивное топливо высшей категории), следует из письма первого вице-президента компании Владимира Некрасова вице-премьеру Дмитрию Рогозину. В регламенте указаны только две марки топлива для реактивных двигателей — ТС-1 и «Джет А1», что, по мнению ЛУКОЙЛа, приведет к прекращению производства РТ и дефициту авиакеросина.
РТ, вырабатывающееся из высокосернистой нефти, используется в гражданской авиации и является основным топливом для военных самолетов. Ээто одна из самых популярных марок из-за ее высокой смазывающей способности. В 2013 году ЛУКОЙЛ выпустил самые большие объемы РТ — 670 тыс. тонн, «Роснефть» – 550 тыс. тонн, Орский НПЗ – 340 тыс. тонн, «Башнефть» – 125 тыс. тонн, «Татнефть» – 55 тыс. тонн. В целом это около 1,75 млн. тонн авиакеросина – примерно 17,5% от его совокупного производства (10 млн. тонн).
По расчетам специалистов, внутреннее потребление авиакеросина составляет около 9 млн. тонн, при прекращении производства РТ на рынке будет дефицит в 1 млн. тонн топлива (около 10%). При этом введение регламента придется на июль — пик потребления авиатоплива, добавляет эксперт. Источник на рынке добавляет, что технической возможности перенастроить производство топлива с РТ на ТС-1 нет.
Техрегламент ТС был принят еще в 2011 году и сразу стал предметом критики нефтяников. Но правительство лишь сместило дату вступления документа в силу – с 1 января на 1 июля 2014 года, пояснил один из источников на рынке. Собеседники в нефтекомпаниях заявили, что недоумевают, по какой причине марка РТ не была в него внесена.
В частности, в «Роснефти» говорят, что компания не раз просила «уточнить формулировки и положения техрегламента и устранить возможность их двойного толкования». Источник в одной из нефтекомпаний добавил, что из документа вообще нужно убрать указание конкретных марок авиатоплива, как это сделано в действующем техрегламенте для автобензинов, дизельного топлива, мазута.