USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.45$
BTC
63815.30$
-790.600

Проблема, от которой не стоит убегать

Как известно, долг платежом красен. Любой законопослушный гражданин, взявший на себя финансовые обязательства по любому займу,...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Как известно, долг платежом красен. Любой законопослушный гражданин, взявший на себя финансовые обязательства по любому займу, старается вернуть деньги в оговоренный срок. Вообще, редко кто при оформлении договора с банком задумывается о том, что до полной выплаты кредита могут возникнуть какие-то чрезвычайные обстоятельства. К сожалению, такие ситуации случаются довольно часто, и заемщики далеко не по своей воле попадают в категорию «проблемных», по тем или иным причинам испытывая временные финансовые трудности. Минувший кризис очень сильно подпортил кредитные портфели практически всем казахстанским банкам второго уровня. Проблема «просроченных кредитов» обсуждалась и обсуждается в стране на самом высоком уровне, требуя от банков поиска все новых и новых путей выхода из непростой ситуации. И, кажется, они с этим справляются вполне достойно. Так, в Темiрбанке с 1 января 2010 по 1 октября 2011 года сумели сократить размер проблемного ссудного портфеля почти на треть – со 169,6 млрд тенге до 116 млрд тенге. Результат, как говорится, налицо. И все же – что можно посоветовать клиенту, который по уважительной причине не в состоянии выплачивать долги по своему кредиту? Об этом – в интервью с управляющим директором АО «Темiрбанк» Ролланом Догамбековым.

- Роллан Алдыбергенович, невозможность выплачивать взносы – ситуация неприятная. Но, судя по проводимой в Темiрбанке работе, нельзя сказать, что она безвыходная.

- Вы абсолютно правы. Главное, на чем хотелось бы заострить внимание читателей в первую очередь – заемщикам из числа «проблемных» не стоит убегать от самой проблемы, потому что ее все равно нужно решать, и чем быстрее, тем лучше для самого должника. Важно понять, что уклонение по выплате по кредитной задолженности ни к чему хорошему не приведет. Долги будут накапливаться вместе со штрафами и пенёй, не говоря уже о неприятностях, которые повлечет за собой в будущем плохая кредитная история. Так что единственно правильное решение для должника – обратиться в банк и объяснить свою ситуацию. Тот факт, что заемщик не прячется и готов в будущем погасить кредит, говорит о его честности и ответственности. Банк, конечно же, готов пойти навстречу своим клиентам, мы всегда открыты для построения конструктивного диалога и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с клиентом.

- Что является для банка уважительной причиной для пересмотра условий по займам?

- Существует достаточно много вариантов развития событий, которые делают невозможным дальнейшее полное обслуживание полученного кредита. И это немудрено – те же ипотечные кредиты даются на десять-двадцать лет, и, согласитесь, предусмотреть все жизненные коллизии, которые могут произойти в вашей жизни, вряд ли представляется возможным. Что касается списка уважительных причин, то здесь и потеря работы – увольнение, сокращение или направление в отпуск без содержания, и временная нетрудоспособность по болезни, и рождение ребенка, и нахождение заемщика в отпуске по уходу за ребенком, список можно продолжить.

- Давайте рассмотрим развитие ситуации, при которой человек упорно уходит от ответственности по займу. Что может предпринять банк в этом случае?

- Во-первых, хочу сказать сразу, что для банка подобное развитие событий – самая крайняя мера, мы изначально настроены на диалог и совместное нахождение путей оздоровления кредита. Тем не менее, существует категория недобросовестных заемщиков, которые отказываются от предлагаемых банком путей решения и не идут на построение конструктивного диалога. Сталкиваясь с категорией клиентов, имеющих финансовую возможность погашать кредит, однако по необъективным причинам отказывающихся делать это, банк вынужден применять все законные меры, согласно внутренним процедурам банка. Данные меры включают в себя судебное обращение взыскания на предмет залога, судебное взыскание задолженности с должника, с обращением взыскания на принадлежащее ему имущество в рамках исполнительного производства, метод внесудебного обращения взыскания на предмет залога, а также метод досрочного погашения кредита с прекращением договора. Как правило, судебные тяжбы обременительны в первую очередь для самих должников, которым придется оплатить не только кредитные выплаты, но и пеню, и судебные издержки.

- То есть клиентам попросту невыгодно уклоняться от общения с менеджерами банка, а наоборот – нужно совместно искать выходы из сложившейся ситуации?

- И здесь вы правы. Нашим банком разработан целый ряд социально-направленных мер в поддержку клиентов, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих трудности по выплате полученных в нашем банке займов. Сегодня эта категория должников может воспользоваться различными, наиболее подходящими для себя, способами реструктуризации. В их числе – увеличение срока кредитования, временное уменьшение размера ежемесячного платежа, предоставление отсрочки по оплате кредита, снижение ставки вознаграждения по займу, распределение сумм задолженности на будущие периоды и непредъявление к уплате штрафных санкций – пени. Банк готов списывать пеню в размере до 100%. Следует отметить, что любая из вышеназванных схем используется применительно к случаю каждого отдельно взятого заемщика. Для снижения долгового бремени также предлагается еще и такой банковский продукт как «Перевод долга». Суть его в следующем: если заемщик не в состоянии самостоятельно погашать свой кредит, то существует возможность, по взаимному согласию, перевести свой кредит на третье лицо, что также позволит сохранить и деловую репутацию заемщика, и сохранить объект залога.

- Роллан Алдыбергенович, а как построена работа банка с клиентами, которые по той или иной причине стали относиться к социально уязвимым слоям населения?

- Для инвалидов, для семей, имеющих на иждивении инвалидов, для многодетных и неполных семей, для семей, потерявших кормильца, и для лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, предусмотрены еще более лояльные условия реструктуризации и льготы по оплате кредитов. В связи с этим, настоятельно рекомендуем заемщикам, у которых возникли проблемы с погашением долга, обращаться в банк с соответствующими документами, подтверждающими наступление событий в жизни, которые негативно сказались на финансовом состоянии. Ведь совместная скоординированная работа клиента-должника с банком по оздоровлению займа позволяет избежать множества негативных для обеих сторон последствий. Большой плюс для заемщиков, реструктурировавших проблемный заем, уже в том, что не растет пеня, а также не налагаются более жесткие санкции за невозврат кредитов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.