«Большая четверка» слишком велика для Казахстана

28.09.2011 • 14:54 27380

«Большая четверка» слишком велика для Казахстана

Мало кто не знает, что такое «Большая четверка» аудиторских компаний. Deloitte, Ernst&Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers – четыре международные аудиторские фирмы, практически захватившие рынок аудита во всем мире. Секрет их успеха, наверное, не только в том, что их аудит качественнее и независимее, а потому, что компании «Большой четверки» есть везде, и они у всех на слуху.

Как бы сложно ни было бороться с этой олигополией, но компании поменьше, тоже международные аудиторские фирмы, делают это. Совсем недавно в Казахстане появилась новая аудиторская компания – Grant Thornton. Она заявляет, что на глобальном рынке занимает 5-6 места в развитых странах и намерена конкурировать с «Большой четверкой» в Казахстане. «Капитал.kz» удалось поговорить с генеральным директором Grant Thornton в Казахстане Мухтаром Ержановым и одним из партнеров компании Ержаном Досымбековым о перспективах бизнеса, конкуренции на рынке и о том, как начать аудиторский бизнес на насыщенном рынке.

- Все знают «Большую четверку», а что такое Grant Thornton – никто не знает. Расскажите о компании.

Мухтар Ержанов:
Grant Thornton – это одна из ведущих международных аудиторских и консалтинговых компаний в мире. «Большую четверку» все знают – она лидер на многих рынках. Но вслед за ними наша компания в ряде развитых стран занимает лидирующее положение. Например, в Великобритании, Канаде, Японии и других странах – мы 5-е после «Большой четверки», в США – мы 6-е.

В январе 2011 года Grant Thornton решила зайти на казахстанский рынок. Пошел уже девятый месяц нашей работы, мы участвуем во всех тендерах, связанных с аудитом, налоговым аудитом, консалтинговыми услугами, а также предоставляем бухгалтерские услуги . И сейчас у нас уже есть проекты по всем направлениям.

Ержан Досымбеков: Я бы также подчеркнул, что весь наш персонал является выходцами из «Большой четверки» с серьезным опытом работы. Это было обязательным требованием при наборе персонала. Нам нужны люди со знанием английского языка и со знанием международных стандартов аудита. Методология аудита Grant Thornton очень похожа на методологию компаний «Большой четверки». Соответственно, те, кто там работал, тратят немного времени на то, чтобы вникнуть во все тонкости этой методологии и специальной аудиторской программы Voyager, предоставленной Grant Thornton International.

М.Е.: Есть еще одна небольшая особенность. «Большая четверка» на рынке уже порядка 20 лет. Я сам когда-то начинал работу в аудите в одной из таких компаний. Естественно, что эти компании являются устоявшейся группой со своими ценовыми предложениями. Мы несколько отличаемся в этом плане. У нас цены более конкурентоспособные. Хотя методология – очень схожа. Снизить цены было необходимо, чтобы завоевать определенную долю рынка. Особенно в первый год.

Поэтому для тех компаний, которые экономят средства, но при этом хотят получить международный аудит – мы подходим.

 - То есть, получается, Вы нацелены на компании второго эшелона?

Е.Д.:
Не совсем так. Нам интересны средние и крупные компании. Дело в том, что крупные компании уже аудируются «Большой четверкой». При этом некоторые компании уже заключили договоры и иногда сразу на три года вперед. Тут хочешь, не хочешь, а ждать придется.

М.Е.: Со средними компаниями мы с удовольствием работаем. Просто некоторые компании могут и не знать о нашем появлении на рынке и что есть такая же компания, как «Большая четверка», признаваемая во всем мире.

 - Какие у Вас планы по захвату доли рынка?

М.Е.: Планов много, но осуществить эти планы непросто. На первое время мы хотим встать следом за «Большой четверкой». Попытаться составить им конкуренцию по аудиторским и некоторым консультационным услугам.

На выполнение всех требований, получение лицензий, разработку и внедрение политик и процедур для соответствия требованиям по контролю качества – необходимо время.

У нас есть цель – завоевать около 5% рынка к концу первого полного года работы. Мы официально открылись с января, а фактически начали деятельность с апреля. Вот, скорее всего, по итогам следующего года мы займем эту долю рынка.

 - А у «Большой четверки» какая доля рынка?

М.Е.:
«Большая четверка» практически поделила весь рынок. Местные компании имеют небольшие гонорары, и их доля рынка совсем небольшая. Доля «Большой четверки» на рынке составляет порядка не менее 70-80%. Местные фирмы, если и имеют определенные объемы, не получают совокупного дохода, превышающего даже половину одного проекта компании из «Большой четверки».

Более того, просто трудно сказать – каков объем рынка. Только сейчас министерство финансов вводит новую форму отчетности для аудиторских компаний, где каждая компания будет представлять сумму своей выручки. Без официальных данных, в стоимостном выражении объем рынка трудно оценить. Такого мониторинга нигде не ведется.

В России, например, есть какие-то цифры, потому что там работают рейтинговые агентства. Сейчас Палата аудиторов РК разрабатывает критерии определения рейтингов.

Е.Д.: Для конкуренции с олигополией «Большой четверки» на рынке мы пытаемся, в первую очередь, использовать наш глобальный бренд. В большинстве развитых стран знают и «Большую четверку», и Grant Thornton. В Казахстане Grant Thornton не было. Сейчас наша задача в том, чтобы эту компанию знали и в Казахстане.

 - Если брать такой специфический сектор, как рынок ценных бумаг – то там аудит от «Большой четверки» признается безусловно. Как Вы решаете такие сложности?

М.Е.:
На Казахстанской фондовой бирже (KASE) есть так называемые квалификационные требования. Согласно этим требованиям, в компании должно быть определенное количество аудиторов, имеющих международную лицензию, и определенное количество лиц, имеющих казахстанскую лицензию. По каждому из этих требований мы полностью соответствуем. Есть единственное пока что не выполненное нами требование – предоставление заключения по контролю качества со стороны Палаты аудиторов РК о том, что аудит соответствует требованиям международных стандартов.

Сейчас мы заканчиваем первые аудиторские проекты и готовимся к проверке контроля качества. Это единственный пункт, который нам остался. После этого мы уже будем включены в список аудиторских компаний, аккредитованных биржей.

Е.Д.: Если говорить о конкуренции среди аудиторов, то есть один тонкий момент. Если у компании есть какие-то долгосрочные планы по привлечению стратегического и обычно иностранного инвестора, то ей желательно, чтобы аудит проводила международная компания, признаваемая как в Казахстане, так и за рубежом. В этом слабость казахстанских аудиторских фирм. Те компании, которым привлечение инвесторов не интересно и необходимо формальное соответствие требованиям биржи, могут заказывать аудит у казахстанских аудиторов. В противном случае – выбор ограничен только «Большой четверкой».

Сейчас мы планируем стать пятой международной компанией. У нас есть серьезное преимущество для этого – наши отчеты признаются во всем мире. К примеру, на альтернативном рынке Лондонской фондовой биржи (AIM) среди аудиторов №1 по популярности среди эмитентов стоит Grant Thornton.

 - Здесь главную роль, наверно, играет ценовая конкуренция?

Е.Д.:
Далеко не всегда. Качество оказания услуг всегда является приоритетом при выборе аудитора или консультанта, а уже потом идет цена. Наши клиенты считают, что качество наших услуг является достаточным. Именно в Великобритании у нашей компании исторически очень сильные позиции.

Еще одним важным фактором является квалификация аудиторов. Наша фирма постоянно приглашается на «круглые столы», обсуждения для предоставления рекомендаций по международным стандартам финансовой отчетности.

В офисе Grant Thornton International в Лондоне существует отдельная группа специалистов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), которая непосредственно участвует в разработке и обсуждениях новых стандартов с Советом по международным бухгалтерским стандартам (IASB). Эта группа  ежегодно выбирает пять городов по всему миру в разных регионах и проводит там обучение по обновлениям в МСФО, где участвуют только партнеры и менеджеры Grant Thornton из близлежащих офисов.

Буквально недавно, 7-9 сентября Grant Thornton International был проведен в Алматы внутренний семинар по обновлениям в МСФО за 2011 год. Я думаю, что встреча прошла успешно. На ней присутствовали представители из наших офисов в России, Украине, Турции, Армении, Таджикистане и, конечно же, сотрудники нашего офиса, то есть мы здесь получаем информацию и обучение «из первых рук», чем не каждая компания из «Большой четверки» может похвастать. В ближайшее время мы планируем провести открытые семинары по обновлениям в МСФО, используя полученную информацию.

 - Повлияли ли громкие дефолты 2009 года на рынок аудиторских услуг?

М.Е.:
После кризиса местные фирмы потеряли даже тот незначительный рынок, который у них был. Произошло это потому, что для некоторых клиентов аудит перестал быть необходимостью и резко уменьшился инициативный аудит. Это также повлияло на объемы услуг компаний «Большой четверки», особенно на рынке консультационных услуг.

Если говорить об усилении ответственности аудиторов на глобальном рынке, то, в первую очередь, подразумевается ответственность компаний «Большой четверки», которые аудируют многие международные финансовые и промышленные группы.

 - Если говорить о глобальном рынке, то можно вспомнить историю банкротства компании Enron. Эта компания «похоронила» пятого крупнейшего игрока Arthur Andersen. Возможно ли подобное событие в будущем?

Е.Д.:
Думаю, что уже нет. Особенно на уровне «Большой четверки» такие события вряд ли произойдут. Любое ее уменьшение, даже до тройки – слишком большая концентрация. В стандартах МСФО, по аналогии, доля в 25% – это уже существенная доля, блокирующий пакет. Пока существует «Большая четверка», рынок поделен на четыре части. Если же рынок будет поделен только на три части, то это слишком сильная концентрация. И если «четверка» – это «опасная» концентрация, то «тройка» – недопустимая.

Наоборот, речь идет о том, что увеличится количество крупных международных аудиторских фирм за счет признания других компаний. Возможно также увеличение «четверки» до «пятерки» за счет объединения аудиторских компаний, следующих за «Большой четверкой».

- А в Казахстане такое возможно?

Е.Д.:
В Казахстане надо учитывать местный менталитет. Мы не любим выносить сор из избы. Я еще ни разу не видел, чтобы на какую-то аудиторскую компанию подавали в суд или хотя бы отозвали лицензию. Однако и аудиторы в Казахстане достаточно осторожны и консервативны.

Соответственно, какое-то уменьшение количества фирм теоретически возможно, но практически – вряд ли. В Казахстане «Большая четверка» чувствует себя достаточно уверенно. Но мы тоже постараемся занять достойное место рядом с ними.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

28.09.2011 • 14:54 27380

Поделиться
«Большая четверка» слишком велика для Казахстана
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus