После нескольких лет застоя, крупнейшее нефтяное месторождение « Кашаган» вновь дало о себе знать. В среду, 11 сентября, на месторождении Кашаган добыты первоначальные объемы нефти. О «подводных камнях» проекта, инвестиции в который составляют 41 млрд. долларов, пишет газета The New York Times .
Как сообщает издание, первая нефть на Кашагане, в буквальном смысле, «вытекала по каплям». Однако у консорциума нефтяных компаний, в который входят ExxonMobil и ConocoPhilipps, имеются на этот счет весьма «амбициозные» планы по увеличению производства в течение ближайших нескольких лет.
«Это один из самых сложных проектов в мире», говорит генеральный директор по разведке и добычи итальянской нефтяной компании Eni Клаудио Дескальци. По словам эксперта, добыча нефти на Кашагане является поистине историческим моментом. « Это - очень качественная нефть, мы сотрудничаем со странами, чей потенциал растет, благодаря этому они представляют лучшие мировые рынки нефти», отметил эксперт.
Геологи обнаружили нефтяную залежь в 2000 году. Считается, что это самое крупное месторождение нефти в мире после месторождения Прудо Бэй на Аляске, которое было открыто в 1968 году.
Но на фоне технических проблем, споров с правительством Казахстана и внутренней борьбы между нефтяными компаниями проект был приостановлен на несколько лет. По всей видимости, в то время проект был менее интересен для промышленности. Протонефть, которая является источником сланцевой нефти, была на тот момент в большом приоритете.
Как уточняет газета, несмотря на то, что на месторождении было пробурено свыше десятка скважин, пока что начальное производство нефти составляет лишь 26 тысяч баррелей в день. В планах инвесторов - 1,5 млн. баррелей в день. Если будет достигнут такой уровень, это составит 1,6 % нефти от общего объема нефти в мире.
Но есть свои нюансы, которые могут вызвать значительные риски. Одной из причин могут стать сложные природно-климатические условия. При наихудшем развитии аварийной ситуации на месторождении может произойти крупная экологическая катастрофа на Каспийском море, которая может стать угрозой для экологии. В рамках безопасности были созданы искусственные острова, применяющиеся для разведки и добычи нефти и газа на морском шельфе, что само собой привело к дополнительным расходам. Стоит отметить, что в настоящий момент в море под угрозой исчезновения находятся рыбы семейства осетровых и редкие виды тюленей.
Финансовые издержки привели к перенесению сроков добычи. Общая сумма инвестиций в проект составила 41 млрд. долларов.
Отметим, что ранее казахстанские ученые выразили свою обеспокоенность по поводу разлива нефти в зимнее время. По мнению исследователей, при разливах возникают различные виды состояния разлитой нефти, она видоизменяется в зависимости от глубины, солености и температуры моря, масштаба разлива и испарения легких фракций и прочих факторов. Далее тяжелые фракции разделяются на различные фрагменты. Удельный вес нефти легче воды, поэтому нефть всплывает на поверхность в виде крупных капель, создавая нефтяную пленку, а мелкие капли оседают на дно.
Затем в морской
воде нефть переходит в вязкое состояние, подвижные компоненты растворяются,
окисляются и превращаются в смолы.
Часть нефти,
оставшаяся на поверхности моря, после сжигания тоже выпадает в осадок на дно,
подвергается разложению, а затем выбрасывается на побережье.
Как сообщалось ранее, нефть из Кашагана будет поставляться в Самару, затем в Новороссийск, откуда она будет экспортироваться. Консорциум рассматривает также возможность доставки нефти в Баку, где она могла бы поступать в нефтепровод Баку-Джейхан.
Отметим также, что
Казахстан и Китай достигли договоренности о продаже китайской государственной
нефтяной компании CNPC 8,4 % в проекте Кашаган на
Северном Каспии. CNPC согласилась предложить за долю в разработке месторождения
5 млрд. долларов.