USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.35$
BTC
64203.10$
+95.900

Таможенная гармония

Первые результат работы ТС уже можно увидеть Вступление Казахстана в Таможенный союз дало положительные результаты по приток...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Первые результат работы ТС уже можно увидеть

Вступление Казахстана в Таможенный союз дало положительные результаты по притоку денежных средств в бюджет страны. Об этом свидетельствуют данные за первые семь месяцев текущего года. Так, за указанный период таможенные платежи в казахстанский бюджет составили 299,85 млрд тенге, что превышает показатели прошлого года на 87,1%. При этом доля поступлений таможенных платежей и налогов в налоговых поступлениях республиканского бюджета составила 37,8%. Об этом в рамках VI налоговой конференции заявила заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Дина Мамашева.

По ее словам, многие эксперты опасались, что Казахстан будет вливать в экономики других стран больше денежных стран, нежели будет получать от них. Однако цифры за семь месяцев 2011 года свидетельствуют об обратном. Зачисления в бюджет РК в итоге составили 153,2 млрд тенге. Казахстаном в бюджет РФ перечислено 85,4 млрд тенге, в бюджет РБ – 4,5 млрд тенге. Общий итог в результате равен 89,6 млрд тенге. То есть положительное сальдо для нашей республики составило 63 млрд тенге. Для сравнения: финансирование «Дорожной карты бизнеса – 2020» в 2011 году было увеличено как раз до 63 млрд тенге.

Несмотря на положительные результаты работы союза трех стран, все же в законодательстве остается ряд нерешенных вопросов. Так, один из важных, но пока не нашедших единого решения является вопрос предоставления обеспечения уплаты в странах-участницах ТС.

Для целей реализации соглашения о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенные органы должны в электронном виде обмениваться информацией: о зарегистрированных и выданных, принятых, погашенных сертификатах; о возможности погашения сертификата в связи с взысканием (уплатой) неуплаченных в установленные сроки сумм таможенных пошлин, налогов; о перечислении сумм таможенных пошлин, налогов, взысканных в случае их несвоевременной уплаты при недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки. «Без должной работы данного соглашения таможенные службы Казахстана, России и Беларуси не смогут работать полноценно», – полагает г-жа Мамашева.

В связи с недоработкой системы обмена информацией сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов таможенными органами сторон не принимается.

Также в настоящее время был разработан и направлен сторонам проект временного порядка обмена информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза о сертификатах обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Кроме этого, важным аспектом работы ТС является унификация индикаторов по таможенной стоимости в рамках Таможенного союза. Так, экспертами трех стран согласовано 45 стоимостных индикаторов.

«В рамках работы по унификации стоимостных индикаторов осуществлен отказ от разработки на ежеквартальной основе ценовой информации, которая направлялась в территориальные таможенные органы для руководства в работе», – поясняет г-жа Мамашева. В настоящее время формируется база данных по идентичным/однородным товарам с учетом данных базы, предоставляемой ФТС РФ.

В целом формирование ТС между Казахстаном, Россией и Беларусью предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Одним из самых ярких примеров подобного объединения может служить Европейский союз (ЕС).

Однако если проследить историю становления единого таможенного поля ЕС и ТС, то можно найти множество различий, которые не всегда говорят в пользу последнего. Так, кандидат юридических наук Сергей Жамкочьян в своей работе «Единое таможенное законодательство Европы: от римского договора к модернизированному Таможенному кодексу» утверждает, что «при создании Таможенного союза ЕврАзЭС мы пытаемся перескочить промежуточный этап накопления нормативного материала, который сыграл большую роль в ЕС». «В принципе у нас есть для этого необходимые условия, и даже есть предшественник – Общий рынок стран Южного конуса, более известный как Меркосур; там также в 1994 году был сразу утвержден общий Таможенный кодекс этого союза, действующий по сей день», – заключает г-н Жамкочьян. По мнению аналитика, наши страны пытаются обойти важный этап по гармонизации законодательств трех стран. Следует различать два понятия. Гармонизация законодательства при интеграционных процессах предполагает приведение различных национальных правовых актов к общему знаменателю, установленному наднациональным актом межгосударственного объединения; унификация, в свою очередь, позволяет устранить многообразие таких актов, заменив их единым актом. «Применение этих инструментов на межгосударственном уровне может быть взаимосвязано (сначала гармонизация, потом унификация), но также они могут, в зависимости от прочих обстоятельств, применяться и самостоятельно, по отдельности», – считает Сергей Жамкочьян.

При этом, по оценке эксперта, одной из основных причин малоэффективности унификации таможенного регулирования на постсоветском пространстве можно по праву считать вынужденную зависимость национальных экономик наших государств от таможенных поступлений в доходную часть национальных бюджетов. Это реальность, которую мы не можем игнорировать, но мы должны отдавать себе отчет в том, что более отвечает интересам наших стран – сохранение такой зависимости или выработка приемлемого механизма распределения таможенных доходов на уровне сообщества. Если правильным признается последний вариант, тогда следует обратить внимание на опыт европейских коллег, основное внимание уделявших достижению конкретных результатов, а не следованию формам интеграции.

Отметим и то, что процесс гармонизации и унификации таможенного законодательства в странах ЕС проходил десятилетиями.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.