Правительство Казахстана завершило антикризисную госпрограмму

26.01.2011 • 17:50 3492

Правительство Казахстана завершило антикризисную госпрограмму

и выходит на уровень форсированной индустриализации

«Кризисы проходят, и мы должны не только достойно перенести их, но и создать все условия для будущего успеха страны, для привлечения инвесторов. А это, прежде всего, стабильность в регионе, в стране, хорошие взаимоотношения с соседями и партнерами. Дальнейшие инвестиционные перспективы будут зависеть от создания лучших правил и удобных условий для ведения бизнеса, а также стабильности в обществе», – отмечал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на расширенном заседании правительства в теперь уже историческом прошлом – 2008 году. Глобальный финансовый кризис оказал негативное влияние на международные финансовые рынки и экономическое развитие всех стран, и Казахстан в силу высокого уровня интеграции в мировую экономику не стал исключением.

Помимо внешнего фактора – нестабильности мировой финансовой системы – основной внутренней причиной того, что Казахстан одним из первых и достаточно чувствительно столкнулся с глобальным кризисом, стала недостаточная степень диверсификации и модернизации национальной экономики. Казахстан сильно зависим от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары.

В результате сокращение внешних источников финансирования банковской системы республики ограничило возможности кредитования национальной экономики. Кризис, начавшийся в финансовом секторе, постепенно перешел на реальный сектор экономики, вызвав тем самым падение ключевых макроэкономических показателей. Впрочем, стоит отметить, что ВВП Казахстана даже в кризисный период не ушел в «минус».

Но это не стало поводом для эйфории казахстанского правительства. Более того, у него есть четкое понимание, что повторение данных событий может снова вызвать отток внешних инвестиций из страны, сокращение объемов и источников финансирования, что в итоге отразится на устойчивости экономики.

Поэтому еще в разгар кризиса президентом Нурсултаном Назарбаевым было принято беспрецедентное решение о консолидации основных государственных активов для создания инструмента противостояния кризисным явлениям и посткризисной модернизации экономики. Таким инструментом призван стать Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Казахстан накануне глобального кризиса

Вопрос о возможном «перегреве» в Казахстане поднимался еще с начала 2000-х. Слишком быстро росли сырьевые котировки на международных рынках, слишком оптимистичными были бюджетные и социальные ожидания, при этом роста ненефтяного реального сектора не наблюдалось. Чтобы защитить экономику, еще в 2000 году государство по примеру Норвегии сформировало Национальный фонд, где аккумулировались «незапланированные» прибыли от продажи нефти. Сегодня его объем превышает $28 млрд.

У Нацфонда, как и у его норвежского аналога, две задачи. С одной стороны, в кризисное время он призван быть «подушкой безопасности», гарантирующей стабильность всех социальных обязательств государства. Другая задача – стратегическая – сохранить средства, полученные от продажи невосполнимых природных ресурсов, и приумножить их за счет инвестирования в приоритетные отрасли экономики.

А формировать эти секторы должны были как национальные компании, которые в 2006 году вошли в специальный холдинг по управлению государственными активами «Самрук», так и специально созданные институты развития, позднее объединенные в Фонд устойчивого развития «Казына». Однако к 2008 году, когда Казахстан стоял на пороге второй волны кризиса, президент страны Нурсултан Назарбаев принял решение объединить эти две структуры в Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Время показало, что это беспрецедентное решение было своевременным и эффективным. В других странах антикризисная программа реализовывалась либо правительствами, либо центральными банками. В силу разных причин ни у одного из названных институтов не было такого «пространства для маневра» и набора инструментов, как у Фонда «Самрук-Казына».

В состав Фонда включены крупнейшие национальные активы в транспортно-коммуникационной, энергетической, нефтегазовой, металлургической отраслях, а также целый ряд финансовых институтов. То есть Фонд «Самрук-Казына» объединил вокруг себя более 500 компаний, работающих во всех ключевых сферах промышленности, создав тем самым надежное «финансовое плечо», и стал оператором антикризисного управления для правительства.

Антикризисный успех

Впрочем, и задачи перед Фондом ставились сложные и неоднозначные – удержать финансовый и строительный секторы от коллапса, помочь малому и среднему бизнесу, а также смягчить последствия для дольщиков и ипотечных заемщиков. Средства на антикризисную программу – $10 млрд. – выделены из Национального фонда на возвратной основе. При этом «Самрук-Казына» оперировал $9 млрд.

Фонд выступил основным оператором от Правительства РК по реализации Плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы республики на 2009-2010 годы. В этих целях Правительство РК предоставило дополнительное финансирование Фонду на общую сумму 1 087,5 млрд. тенге. Полученные средства были направлены на:

•    стабилизацию финансового сектора – 486 млрд. тенге;
•    развитие жилищного сектора – 360 млрд. тенге;
•    поддержку малого и среднего бизнеса – 120 млрд. тенге;
•    реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 121,5 млрд. тенге.

Для решения первой задачи Фонд вошел в капитал четырех системообразующих банков страны, став одновременно и своеобразным гарантом для внутренних клиентов, и стороной в переговорах с внешними кредиторами. В рамках стабилизации финансового сектора Фондом было использовано три основных инструмента – дополнительная капитализация системообразующих банков Казахстана, размещение денежных средств в банках второго уровня для кредитования реального сектора экономики, предоставление дополнительных источников ликвидности в виде размещения на депозитах временно свободных средств компаний группы Фонда.

Как известно, «Самрук-Казына» приобрел 75,1% простых акций БТА Банка, 21,2% простых акций Казкоммерцбанка, 20,9% простых акций Народного банка, почти 100% Альянс банка.

Вхождение госфонда в капитал БТА Банка и Альянс банка способствовало спасению данных финорганизаций от банкротства, на грани которого они находились в конце 2008 года. Соглашения с Комитетами кредиторов БТА Банка и Альянс банка по всем вопросам реструктуризации обязательств стали ключевым моментом в мерах по стабилизации финсектора. Поскольку понимание с кредиторами достигнуто не только по экономической части реструктуризации, но и в вопросах управления банками, их дальнейшего развития и операционной деятельности.

Специалисты называют процедуры реструктуризации, позволившие казахстанским банкам заметно сократить объемы внешних долгов, наиболее успешными в истории нынешнего кризиса. При этом они отмечают, что благодаря своевременно принятым мерам Казахстан понес государственные антикризисные расходы примерно в 15%, а не в 50% от ВВП, как было бы, если бы государство расплачивалось за долги банков.

Опыт Казахстана в реструктуризации долгов банков высоко оценили участники форума «Стратегия 2030: путь к устойчивому развитию», организованном фондом «Самрук-Казына» в октябре 2010 года в Астане. В частности, зампредседателя Генерального совета Центрального банка Швеции, бывший министр индустрии и торговли Швеции Леиф Пагроцкий, выступая на форуме, заявил, что решение «не поддерживать старых владельцев банков, не справившихся с проблемами в период мировых кризисов», является наиболее эффективным шагом. «Реструктуризацию банков необходимо проводить государству. Нужно, чтобы у государства была компетенция для того, чтобы владеть банками. И кстати, обычно государство является очень хорошим владельцем банков. И после улучшения ситуации эти банки можно продать с прибылью», – отметил г-н Пагроцкий.

При этом топ-менеджер Центрального банка Швеции (довольно безболезненно пережившего мировой кризис) считает необходимым «быстро извлечь плохие активы из банков, обеспечив полную транспарентность данного процесса, чтобы избежать какой-то неудовлетворенности и вернуть доверие как можно быстрее». «Для того чтобы банки работали по своим основным функциям, необходимо плохие активы вывести. Плохие банки поставят на тормоза экономическое выздоровление. Поэтому руководству банков необходимо фокусироваться на ключевых функциях кредитования экономики, а не на управлении плохими активами... Но это не значит, что налогоплательщики будут субсидировать плохие банки. Нет, нет, конечно же, этого делать нельзя», – резюмировал г-н Пагроцкий свои рекомендации.

К 2015 году после завершения процессов реструктуризации внешних долгов банков и достижения устойчивой стабилизации отечественной банковской системы Фонд намерен осуществить выход из капитала банков.

Если говорить о другом «узком месте» казахстанской экономики – жилищно-строительном секторе, то государству в лице Фонда «Самрук-Казына» также удалось распутать весь клубок проблем. Благодаря комплексным мерам параллельно решались вопросы и застройщиков, и дольщиков, и ипотечников. Так, за 2007-2010 годы только на достройку «замороженных» объектов было направлено порядка $2 млрд. через банки второго уровня и специально созданный Фонд недвижимости «Самрук-Казына». Кроме того, один миллиард долларов был направлен для реализации действительно уникальной программы рефинансирования ипотечных займов. Гражданам, ипотечное жилье которых было единственным и не превышало 120 квадратных метров, государство по собственной инициативе снизило процентные ставки по ипотечным кредитам в коммерческих банках с 18-24% до 9-11%. На сегодняшний день 31 200 семей получили возможность платить в среднем на 30% меньше, чем прежде. Программа, кстати, продолжает работать и сегодня – уже за счет высвобождаемых средств.

Что касается поддержки малого и среднего бизнеса, то предприниматели благодаря Фонду «Самрук-Казына» также получили возможность рефинансировать собственные займы, направленные на развитие бизнеса. В настоящее время в рамках всех программ поддержки малого и среднего бизнеса профинансировано 9 405 проектов на общую сумму порядка $4 млрд. При этом создано и поддержано более 17 000 рабочих мест. По программам дочернего Фонда развития предпринимательства «Даму» (Развитие) государство также направило более $2 млн. на кредитование МСБ, причем не только на рефинансирование займов, но и для финансирования start-up бизнеса. Программы Фонда «Даму» продолжаются и сегодня.

Отчего в кризис, когда за рубежом компании разорялись, у нас в стране доля предпринимателей в ВВП страны не снижалась. Потому что крупные национальные компании поддержали местных производителей, переориентировавшись на потребление отечественной продукции. Напомним, в конце 2008 года национальные компании, входящие в состав Фонда «Самрук-Казына», были выведены из-под действия закона «О государственных закупках» и стали осуществлять закупки на основании правил, выработанных в самом Фонде национального благосостояния.

Что это дало? Как поясняет глава Фонда Кайрат Келимбетов: «Это была очень гибкая помощь нашим производителям. В результате мы смогли упростить правила для отечественных производителей. В том числе мы смогли ввести механизм поддержки в виде 30% предоплаты, что в условиях дефицита кредитных ресурсов также сыграло большую роль.  И самый главный вопрос – это вопрос поддержки долгосрочными контрактами, заключаемыми нацкомпаниями с казахстанскими производителями».

Правила, которыми сегодня руководствуются компании, которые входят в состав ФНБ, предусматривают условное снижение цены к тендерным заявкам отечественных товаропроизводителей, обязательную 30%-ную предоплату по заключенным договорам, освобождение отечественных товаропроизводителей от уплаты обеспечений тендерной заявки, исполнение договора, возможность заключения долгосрочных контрактов.

То есть отечественным товаропроизводителям становится легче дышать и на сегодняшний день в соответствии с новыми правилами закупки осуществляют более 260 организаций, входящих в группу Фонда. Общий объем закупок Фонда в 2010 году превысил 3,5 трлн. тенге.

Ежегодно нацкомпаниями закупается порядка семидесяти тысяч наименований в самых важных для экономики страны секторах: машиностроение, химическая промышленность и металлургия, а также  производство нефтепродуктов и электроэнергии.

Так, продукция машиностроительного комплекса – нефтегазовое, энергетическое, железнодорожное, коммуникационное оборудование ежегодно закупается на сумму порядка 170 млрд. тенге. Металлопрокат и металлоизделия (трубопрокатная продукция, рельсы, крупное литье) – на 49 млрд. тенге в год. Чуть меньше, на 40 млрд. тенге  в год, приобретается продукции химической промышленности.

«Сохранение рабочих мест и объемов отечественного производства – это очень важный момент, – уверен глава «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов. – Потому что восстанавливать бизнес и заново открывать – это огромные капитальные затраты, а закрывать дело – еще и сильнейший моральный стресс для бизнеса. Поэтому государство не могло не оказать поддержку малому предпринимательству – как основе всей национальной экономики».

В результате реализации антикризисной программы правительства, основным оператором которой был Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», по итогам 2009 года был зафиксирован прирост экономики страны.

Бывший первый государственный секретарь, бывший комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон, также участвовавший в форуме «Стратегия 2030: путь к устойчивому развитию», назвал Казахстан «везунчиком»: «Хотелось бы вас поздравить – вы действительно везунчики. Но Казахстану повезло не только в том, что у него есть минеральные ресурсы и Национальный фонд, а в том, как он смог воспользоваться этими минеральными ресурсами для того, чтобы направлять свой экономический рост. И у Казахстана есть очень четкое видение той экономической модели, по которой страна сейчас движется. И это является очень важным, полезным опытом для других стран, которые находятся в аналогичной позиции».

Посткризисный задел

Принятая в прошлом году Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) стала логичным продолжением работы Фонда по стабилизации отечественной экономики.

Поэтому понятно, что практически половина проектов программы, направленной на модернизацию и диверсификацию экономики страны, реализуется Фондом «Самрук-Казына» и его дочерними организациями. Так, из всех проектов ГПФИИР на общую сумму $43 млрд. более $13 млрд. приходится на нефтегазовую промышленность, более $10 млрд. – на транспорт и телекоммуникации, около $8 млрд. – на горно-металлургическую отрасль, 7 млрд. – на энергетику, почти $2 млрд. – на химическую промышленность.

Проекты Фонда представлены практически во всех приоритетных секторах экономики. А в таких секторах, как нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, энергетика, химическая, фармацевтическая и легкая промышленность доля Фонда от общего объема инвестиций, предполагаемых в рамках ГПФИИР в данных секторах, составит свыше 80%.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

26.01.2011 • 17:50 3492

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus