Казахстанским нефтепереработчикам самостоятельно приходится решать вопрос с размещением собственной продукции по нефтехранилищам по всей республике. Об этом сообщил агентству Trend представитель одного из трех казахстанских НПЗ на условиях анонимности.
«Нефтепереработчикам, чтобы не останавливать производство и не снижать объемы переработки, приходится отправлять свою продукцию на нефтехранилища по всему Казахстану. Собственные нефтебазы уже заполнены «под завязку». Аренда чужих нефтехранилищ, понятно, что производится не бесплатно, а за счет средств заводов», - сообщил источник.
По словам нефтепереработчика, правительство до сих пор толком не решило вопрос с ограничением импорта бензина из соседней России. Нерешенным остался и вопрос с экспортом нефтепродуктов казахстанского производства.
«Российский бензин продолжает поступать на внутренний рынок Казахстана, несмотря на постановление об ограничении импорта. Кроме этого, так и не решен вопрос с экспортом казахстанских нефтепродуктов. В частности, в Афганистан», - сказал собеседник.
Он напомнил, что цены на ГСМ в республике регулируются государством. «Однако, нынешняя ситуация, когда НПЗ приходится за свой счет арендовать нефтебазы для хранения своей продукции, в любом случае «выстрелит» к осени очередным ростом цен на нефтепродукты», - сказал нефтепереработчик.
Седьмого мая текущего года было принято постановление правительства об ограничении импорта бензина из России. Такое решение было принято из- за перенасыщенности казахстанского рынка российскими ГСМ. Все три казахстанских НПЗ весной текущего года столкнулись с проблемой затоваривания собственной продукцией.
Ранее миннефти РК обещало, что еще в начале 2013 года будут введены ограничения на поставки российских ГСМ на рынок Казахстана, приводя в качестве аргумента затоваривание внутреннего рынка нефтепродуктами и необходимостью направления казахстанской нефти на собственные предприятия, а не в Россию в обмен на российские ГСМ.
Так, Павлодарский нефтехимический завод несколько раз был на грани остановки. Это было связано с тем, что российский бензин по демпинговым ценам класса Евро-2 массово стал поступать на рынок Казахстана. За четыре первых месяца текущего года в Казахстан поступило 610 тыс. тонн, что больше половины годовой нормы.
Как известно, в начале года в России прекратили на законодательном уровне производство бензина марки Евро- 2, и все нереализованные объемы «хлынули» на рынок Казахстана, отчего все три НПЗ республики оказались затоварены собственной продукцией.
По мнению экспертов, хорошим выходом из создавшейся ситуации было бы открытие экспорта для казахстанского бензина, чтобы разгрузить рынок и нефтехранилища. Казахстан имел подобный опыт экспорта нефтепродуктов в Афганистан в 2010 году.
В Казахстане действуют три нефтеперерабатывающих завода - в Шымкенте (на юге) и Атырау (на западе), в Павлодаре (север страны). Все НПЗ контролирует «КазМунайГаз».