По итогам социально-экономического развития в сфере образования и науки за 9 месяцев 2010 года 91,6% или 174,6 млрд. тенге составило кассовое исполнение бюджета Министерства образования и науки Казахстана. Общий бюджет на 2010 год составляет 242,3 млрд. тенге. С учетом уточнений республиканского бюджета на этот год ожидается угроза невыполнения некоторых программам из-за отставания в графике строительства.
В указанный период в рамках дошкольного образования освоено 2792,5 млн. тенге (79%). Оно представлено 5429 объектами (2155 детсадов и 3274 мини-центра), для сравнения: в 2009 году их было всего 4972. Главными мероприятиями, реализованными в рамках дошкольного образования, являются утверждение программы «Балапан» на 2010-2014 годы; открытие 152 детсадов (построено – 16, открыто частных – 74, за счет возврата зданий – 62), 305 мини-центров; рост обеспеченности материально-технической базы с 68,8% до 74,0% и др. В рамках школьного образования по итогам 9 месяцев по проекту «100 школ» введено 99 объектов (из 106 запланированных), остальные 7 (3 в ЮКО и 4 в Астане) будут сданы до конца года; подключено к интернету 98% школ, к широкополосному – 34% (в 2009 году – 31). Всего в Казахстане зарегистрировано 7576 школ, в том числе 4288 МКШ (56,6%). Функционируют 6 интеллектуальных школ: в Астане (2), Семей, Кокшетау, Талдыкорган, Усть-Каменогорске. Касательно технического и профессионального образование (ТиПО), то сеть представлена 882 учебными заведениями (из которых 513 государственных и 369 частных). По итогам указанного периода обновлено оборудование из местного бюджета на сумму 818,9 млн. тенге, проведен капремонт в 126 учебных заведениях на 2,9 млрд. тенге, в том числе в рамках Дорожной карты – на 2,6 млрд. тенге.
Главным событием этого года стала реализация госпрограммы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, которая предусматривает как институциональное, так и содержательное обновление высшего и послевузовского образования, которое сегодня предоставляют 149 вузов. При этом программные цели полностью соответствуют тенденциям развития высшей школы в контексте международных воззрений. К ним, по словам Серика Омирбаева, директора Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК, относятся: современная система управления высшим образованием; обеспечение прозрачности деятельности высших учебных заведений; расширение доступности высшего и послевузовского образования; подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда; укрепление связи образования, науки и производства; аккредитация высших учебных заведений и др.
Коренные преобразования, по его словам, ожидаются в системе управления высшим образованием. Произойдет обновление как структуры, так и содержания высшего образования. Во-первых, будет пересмотрена структура образовательных программ высшего образования в связи с переходом на 12-летнее среднее образование, доля общеобразовательных программ снизится с 25 до 15%. Во-вторых, будет осуществляться подготовка педагогических кадров с полиязычным образованием. С этой целью в цикле базовых дисциплин будут увеличены объемы кредитов по иностранному языку. В-третьих, будет предусмотрена подготовка специалистов с высшим и послевузовским образованием на основе межкафедральных связей.
Госпрограмма предусматривает и новую систему классификации вузов в зависимости от реализуемых образовательных программ и объемов осуществляемой научно-исследовательской деятельности. Все вузы будут разделены на национальные исследовательские университеты, национальные вузы, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.
Госпрограмма обеспечит интеграцию в европейскую зону высшего образования. «Выход высшего образования на международный уровень ознаменуется участием наших вузов в зарубежном ранжировании университетов. Мы планируем, что как минимум два национальных вуза будут отмечены в мировых рейтингах», – отмечает эксперт. В результате таких системных мер высшее образование станет привлекательным в мировом образовательном пространстве, а выпускники казахстанских вузов – специалистами, признаваемыми на рынке труда.