В минсельхозе в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz прокомментировали планы по прекращению субсидирования транспортных расходов при экспорте зерна. Одной из ключевых проблем развития зернового производства и зернового рынка в РК является монокультура пшеницы. Доля пшеницы в посевной площади республики составляет 66% вместо научно-обоснованной 45-50%.
Вследствие этого имеет место перепроизводство зерна в урожайные годы, которое в условиях дефицита элеваторных мощностей и вагонов-зерновозов вызывает необходимость выделения значительных бюджетных средств на регулирование рынка, в том числе на субсидирование транспортных расходов экспортеров зерна, организацию закупа излишков зерна с рынка и так далее, а также приводит к демпингу цен.
«В прошлые годы субсидирование экспорта зерна в неконкурентоспособных направлениях осуществлялось в урожайные годы, когда ввиду глубокоматерикового расположения Казахстана, ограниченности рынков традиционных импортеров, недостатка емкостей хранения зерна необходимо было стимулировать вывоз зерна на экспорт», - поясняют в Минсельхозе.
В рамках реализации программы «Агробизнес - 2020» предусматриваются меры по стабилизации зернового рынка путем оптимизации объемов производства зерна в республике до объемов внутреннего потребления и емкости традиционных и некоторых новых экспортных рынков. Это будет достигаться посредством диверсификации структуры посевных площадей с сокращением площадей пшеницы и расширением площадей альтернативных высокорентабельных культур (кормовых, масличных, крупяных, овоще-бахчевых и др.).
Кроме того, принимаются меры по расширению инфраструктуры хранения и перевалки зерна. Так, программой «Агробизнес - 2020» предусматривается расширение мощностей хранения зерна до 2020 года на 3,5 млн. тонн, в том числе на 350 тыс. тонн на основных экспортных направлениях.
«Реализация указанных системных мер позволит в будущем отказаться от субсидирования транспортных расходов при экспорте зерна», - резюмируют эксперты МСХ РК.