По сообщению комитета гражданской авиации, сегодня в Казахстане почти 60% чартерного рынка приходится на долю турецких авиалиний. «В денежном выражении они забирают на себя ежегодно 50-60 млн. долларов», – отметил глава ведомства Бекен Сейдахметов в интервью Primeminister.kz.
Он сообщил, что турецкие авиационные власти в сентябре готовы обсудить вопрос увеличения количества регулярных рейсов между двумя странами. Однако, по мнению Сейдахметова, немаловажным видится вопрос экономической целесообразности. Прибыль, которую получают турецкие чартеры от перевозок казахстанских туристов, могли бы получать отечественные авиакомпании. Эти средства могли бы пойти на развитие казахстанской авиации, приобретение новых воздушных судов и расширение авиасообщений.
Сейдахметов отметил, что запрет на иностранные чартеры действует в законодательной практике целого ряда таких стран, как Россия, Беларусь и многих других. Он также напомнил, что ранее казахстанская сторона озвучивала вопрос расширения географии полетов в турецкие города, предлагая при этом задействовать региональные аэропорты страны. Однако, как заметил глава комитета гражданской авиации, турецкие авиавласти замкнули все регулярные рейсы на Стамбуле.
Говоря о сроках введения запрета на иностранные чартерные рейсы, то, по мнению председателя комитета гражданской авиации, это окончательно случится тогда, когда казахстанские авиакомпании будут готовы самостоятельно покрыть потребности этого рынка. «Чтобы не получился вакуум в перевозках, нужно принять гибкое решение, с учетом интересов всех сторон», – добавил Сейдахметов.
«В дальнейшем будет предложен механизм перехода к окончательному запрету на чартеры зарубежных авиакомпаний, в рамках правового поля. Предварительно говорим - 1 октября текущего года, реально с учетом возможностей наших компаний», - отметил глава комитета.
«До конца туристического сезона наши пассажиры не пострадают. Никакого ажиотажа не должно быть вокруг ситуации с чартерами в Турцию», – заверил Сейдахметов. «Реально мы хотели только защитить наш рынок. Причем, мы имеем ряд нареканий от пассажиров на чартерные турецкие авиалинии, там есть вопрос языкового барьера, случаи задержки рейсов и прочие нарушения прав наших пассажиров. И последний случай был просто вопиющим, когда по причине банкротства турецкой авиакомпании тысячи наших граждан остались брошенными в чужой стране, и наше государство вынуждено было пойти на большие расходы, чтобы привезти их домой. При этом, отправив обращение авиационным властям Турции с просьбой разъяснить ситуацию, мы так и не получили ответа», – напомнил он.