ЕАБР: В 2026 году инфляция в Казахстане замедлится до 9,7%
Также аналитики отметили, что в ближайшие годы раскрытие потенциала в несырьевом секторе станет ключевой опорой роста ВВП
Аналитики ЕАБР представили макроэкономический прогноз на 2026-2028 годы для семи стран региона, включая Казахстан, Армению, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Россию и Беларусь. Подробнее о ситуации в Казахстане на вопросы корреспондента центра деловой информации Kapital.kz ответил руководитель дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития (ЕАБР) Алексей Кузнецов.
— По сравнению со странами-участницами ЕАБР и более широкого региона Центральной Азии Казахстан находится в числе стран с наиболее высоким уровнем инфляции. Ранее в прогнозах ЕАБР указывалось, что Казахстан столкнется с наиболее высокой инфляцией в 2026 году среди стран региона, где ожидается 10,5%, в то время как, например, в России прогнозируется 5,8%, а в Кыргызстане – 6,8%. Не пересмотрены ли эти прогнозы сегодня, и как вы оцениваете своевременность и эффективность мер Правительства РК и Нацбанка?
— В 2026 году мы ожидаем ослабления инфляционного давления в регионе. В Казахстане инфляция замедлится примерно до 9,7%, в Кыргызской Республике – до 8,3%, в России – до 5,5%.
В Казахстане ключевую роль сыграют принятые меры денежно-кредитной политики: повышение базовой ставки до 18%, а также решение властей приостановить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Всё это будет способствовать устойчивому снижению инфляции.
— Каковы риски для курса тенге в 2026 году, учитывая, что правительство прогнозирует курс на уровне 540 тенге к доллару США, а ЕАБР – 527 тенге к доллару? Если снизятся мировые цены на нефть (прогнозируются на уровне $63 за баррель), как, на ваш взгляд, правительство будет предотвращать возможный негативный сценарий?
— По нашим прогнозам, средний курс тенге в 2026 году составит около 535 за доллар. Прогноз основан на средней цене нефти Brent около 65 долларов за баррель. Негативный эффект от более низких цен на нефть, по нашим оценкам, будет компенсирован рекордно высокими процентными ставками в экономике, ростом физических объёмов экспорта нефти и обязательной продажей 50% валютной выручки квазигоссектором. Всё это поддержит предложение валюты на рынке.
— Насколько обоснован оптимистичный прогноз ЕАБР (июнь 2025) роста ВВП Казахстана на уровне 5,4–5,5% в 2026 году в сравнении с более пессимистичными оценками международных институтов (например, 3,0–4,3% по МВФ/ВБ)? Какие конкретные меры, кроме инвестирования через холдинг «Байтерек», обеспечат устойчивость роста в несырьевом секторе?
— Предварительные итоги 2025 года показывают, что наш оптимизм относительно экономики Казахстана в очередной раз оправдался. В 2026 году мы ожидаем устойчивый рост экономики Казахстана на уровне около 5,5%.
В ближайшие годы раскрытие потенциала в несырьевом секторе станет ключевой опорой роста ВВП. Через холдинг «Байтерек» ежегодно планируется запуск более 100 инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе.
Дополнительный импульс высокой инвестиционной активности придаст реализация «Национального инфраструктурного плана до 2029 года», который включает реализацию более 200 проектов в водно-энергетической, транспортной и цифровой инфраструктуре.
— На презентации прогноза вы подробно остановились на внешнеэкономических условиях для стран региона. Почему, на ваш взгляд, ближайшие годы станут испытанием для мировой финансовой стабильности и инвестиций?
— Одна из причин – завершение эпохи дешёвых низких процентных ставок. С 2008 по 2021 год мировая экономика работала в условиях дешёвых денег. В развитых странах процентные ставки находились около нуля.
Сейчас процентные ставки возвращаются к своим нормальным уровням. Бизнес и компании постепенно перестраиваются к этим новым условиям. И как результат, постепенно растет количество компаний, которые испытывают проблемы с выплатой по своим процентным долговым обязательствам.
Раньше деньги были дешевыми, бизнес занимал много, занимал активно, и пик выплат по этим дешевым кредитам пришелся на 2024-2025 годы. Тогда компании столкнулись с тем, что им надо рефинансировать свои долги, но рефинансировать уже пришлось по совершенно другим ставкам, более высоким, под 5-6% вместо 1,5-2%, которые у них были ранее.
Как результат, пик выплат сместился на 2028 год. Объёмы этих выплат удвоились. Соответственно, компании начинают больше тратить денег на погашение своих старых долгов, и меньше денег у них остаётся на инвестиции. Это ровно то, что мы видим в мировой экономике. Темпы роста инвестиций постепенно замедляются, и это начинает сдерживать общий экономический рост. Ситуация пока не критичная, но дисбалансы, как мы видим, постепенно нарастают.
—Как вы оцениваете уровень госдолга Казахстана, находится ли он на безопасном уровне?
— Уровень государственного долга Казахстана составляет около 20% ВВП, что по всем международным стандартам считается низким. Для сравнения: средний показатель государственного долга стран с развивающейся экономикой в 2025 году, по оценке МВФ, близок к 95% ВВП.
К тому же устойчивость сектора государственных финансов обеспечена хорошей подушкой безопасности: валовые международные резервы Национального банка составляют 62 млрд долларов, или 21% ВВП, а в Национальном фонде аккумулировано около 64 млрд долларов внешних активов, или 22% к ВВП.
— В этом году Евразийский банк развития отмечает свое 20-летие. Каковы предварительные итоги инвестиционной деятельности ЕАБР в нашей стране и планы на ближайшее время?
— Казахстан с момента создания банка является его соучредителем, и головной офис банка располагается в Алматы. За все время, почти за 20 лет деятельности, ЕАБР инвестировал в экономику Казахстана 9 миллиардов долларов США, еще 2,5 миллиарда долларов сегодня находятся на рассмотрении в виде потенциальных проектов в Казахстане, что говорит об активной работе банка в РК.
Работа ЕАБР проводится в соответствии с пятилетней стратегией на 2022-2026 годы. За этот период банк инвестировал 5,1 миллиарда долларов в проекты Республики Казахстан. Почти половина из них – промышленные объекты, треть – транспортная и энергетическая инфраструктура, а остальное – финансовый сектор, АПК и прочие отрасли.
Примечателен рост динамики инвестиций, ежегодно это свыше одного миллиарда долларов, при этом в 2025 году сумма инвестиций достигла рекордных 1,5 миллиарда долларов.
За истёкшие четыре года пятилетней стратегии было реализовано большое количество проектов. В качестве примера можно привести такие проекты в Казахстане, как расширение и модернизация Карагандинской ТЭЦ, где участие ЕАБР составило 310 миллионов долларов. Проект позволит увеличить выработку электрической энергии на 140 мегаватт и тепловой энергии на 180 Гигакалорий в час. Строительство объектов ВИЭ: солнце и ветер. Участие банка составило суммарно 450 миллионов долларов. Это строительство 10 проектов солнечных и 3 проектов ветровых станций в 6 областях Казахстана суммарной мощностью 550 мегаватт.
Участие банка в реконструкции автодорог через национальную компанию «Казавтожол» составило 200 миллионов долларов. Это три участка дорог на несколько сотен километров. Проект реконструкции аэропорта в Алматы был реализован в синдикате с другими банками, и также строительство с чистого листа аэропорта в Туркестане проводилось полностью со стороны ЕАБР. Всего участие банка в этих двух проектах составило 170 миллионов долларов.
Помимо финансирования проектов, ЕАБР предоставляет средства для технического содействия по линии двух наших фондов: Фонда технического содействия ЕАБР и Фонда цифровых инициатив ЕАБР.
Состоялся запуск платформы ИИ совместно с Astana Hub, создана информационная система водных ресурсов совместно с министерством ирригации, создана инвестплатформа комитета по инвестициям, компоненты электронного правительства совместно с ООН, подготовка документации по ТЭЦ и другие. Всего предоставлено 16 миллионов долларов.
— Спасибо за интервью!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
