Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Кто заплатит за льготный налоговый режим для малого бизнеса?

Кто заплатит за льготный налоговый режим для малого бизнеса?

Краткосрочная цель по увеличению бюджетных поступлений не оправдывает методы, считают эксперты PwC Казахстан

Выбор редакции
Kapital.kz
Kapital.kz

Автор: PwC Казахстан

В январе со вступлением в силу нового Налогового кодекса компании теряют право на вычет расходов по товарам, работам и услугам от налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Это означает, что, прописав в кодексе благоприятный режим для малого бизнеса, с одной стороны, государство сводит к минимуму возможности его практического применения - с другой. Как это отразится на крупном и среднем бизнесе, а также на ИП, уточнили в команде налогового и юридического сопровождения PwC Казахстан - партнер Елена Каева и директор Михаил Коваленко.

«Рассмотрим пример водителя такси, работающего на основе упрощенной декларации. Допустим, он оказывает услуги на 400 000 тенге в месяц, то есть 4 млн 800 тыс. тенге в год. По текущему кодексу компания, которая сотрудничает с этим водителем, может вычитать данные расходы из КПН, что снижает ее налоговую нагрузку на 960 000 тенге (ставка КПН 20%). С нового же года эти расходы ТОО будет вынуждено нести за счет чистой прибыли. При этом компании сотрудничают с десятками, а иногда сотнями таких индивидуальных предпринимателей. Смогут ли они взять на себя такую дополнительную нагрузку – это вопрос открытый», - комментирует директор практики налогового сопровождения PwC Казахстан Михаил Коваленко.

Компании окажутся перед выбором: либо предложить ИП перейти на общий налоговый режим, либо прекратить сотрудничество. Некоторые бизнесы могут компенсировать расходы ИП, сохранив льготный режим, но это приведет к дополнительным затратам и, скорее всего, повысит цены для потребителей.

«Для предпринимателей переход на общий режим означает рост налогов: вместо 4% (примерно 192 000 тенге при доходе 4 млн тенге) придется платить 10%. Да, можно уменьшить налог за счет вычета расходов - например, на бензин или ремонт, - но они должны быть подтверждены и не всегда покрывают разницу. Даже с учетом затрат на бензин и ремонт (допустим, около 1,2 млн тенге в год) налог составит 360 000 тенге, что почти вдвое больше. Плюс нужно вести бухгалтерский учет, что добавит времени и расходов. Логично, что предприниматели попытаются переложить эти затраты на компании, повышая цены, но согласие компаний при этом не гарантировано», - отмечает Михаил Коваленко.

Таким образом, теоретически, в новом Налоговом кодексе предусмотрен льготный режим налогообложения для малого бизнеса, но на практике его применение может быть в значительной степени ограничено операциями «B2C», то есть когда налогоплательщики на СНР работают с физическими лицами.

Сотрудничество по принципу «B2B», когда налогоплательщики на спецрежиме работают с юрлицами, приводит к высокой нагрузке для одной из сторон. В итоге либо средний и крупный бизнес фактически оплачивают льготы малого бизнеса, либо малый бизнес отказывается от льготного режима и платит налоги в полном объеме.

«Как представители компаний, работающих с ИП, мы находимся в диалоге с государственными органами. Их позиция заключается в том, что новое регулирование направлено на борьбу с дроблением бизнеса, когда компании или ИП с крупными оборотами создают несколько юрлиц для искусственного разделения единого бизнес-цикла и снижения налогов. Мы понимаем намерение законодателей, однако наш международный опыт подсказывает, что есть и другие способы решения данного вопроса», - комментирует партнер практики по услугам налогообложения, юридического сопровождения и управления персоналом PwC Казахстан Елена Каева.

Проблема дробления бизнеса актуальна не только для Казахстана. В то же время в большинстве развитых стран - США, Великобритании, Австралии, а также у наших соседей, России и Узбекистана, отсутствуют ограничения на вычеты при закупках у малого бизнеса, работающего на упрощенной системе. В этих странах борьба с дроблением ведется через налоговое администрирование. В России, например, применяется концепция «необоснованной налоговой выгоды». Она позволяет налоговым органам увеличивать обязательства по операциям, которые не имеют экономического смысла, кроме снижения налогов.

В новом Налоговом кодексе предусмотрен аналогичный механизм. Он закреплен в статье 30, которая запрещает уменьшать налоговые обязательства путем искажения данных о хозяйственной деятельности или объектах налогообложения. Также она не допускает снижение налога через сделки, целью которых является его неуплата. То есть в кодексе есть механизмы борьбы с дроблением бизнеса, однако предпочтение отдано запретительным нормам, а не усилению налогового администрирования, что вызывает вопросы с учетом возможных рисков для экономики.

Причины могут быть разные, но важно понимать: краткосрочная цель по увеличению бюджетных поступлений не оправдывает методы, которые могут нанести ущерб экономике в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Исправление последствий обойдется стране гораздо дороже. Тем более что развитие малого бизнеса - приоритет государства, а подобные нормы этому препятствуют. Целесообразным было бы пересмотреть положения нового Налогового кодекса, исключив спорную норму и одновременно повысив качество администрирования

«К нам обращаются клиенты, и мы видим, что эта статья вызывает недоумение у представителей малого и крупного бизнеса, а также у профильных объединений и экспертов. Они поддерживают идею корректировки Налогового кодекса и усиления налогового администрирования. Сейчас важно услышать бизнес и найти решение, которое обеспечит развитие, а не создаст новые барьеры», - отмечает Елена Каева.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram