Кто заплатит за льготный налоговый режим для малого бизнеса?
Краткосрочная цель по увеличению бюджетных поступлений не оправдывает методы, считают эксперты PwC Казахстан
Автор: PwC Казахстан
В январе со вступлением в силу нового Налогового кодекса компании теряют право на вычет расходов по товарам, работам и услугам от налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Это означает, что, прописав в кодексе благоприятный режим для малого бизнеса, с одной стороны, государство сводит к минимуму возможности его практического применения - с другой. Как это отразится на крупном и среднем бизнесе, а также на ИП, уточнили в команде налогового и юридического сопровождения PwC Казахстан - партнер Елена Каева и директор Михаил Коваленко.
«Рассмотрим пример водителя такси, работающего на основе упрощенной декларации. Допустим, он оказывает услуги на 400 000 тенге в месяц, то есть 4 млн 800 тыс. тенге в год. По текущему кодексу компания, которая сотрудничает с этим водителем, может вычитать данные расходы из КПН, что снижает ее налоговую нагрузку на 960 000 тенге (ставка КПН 20%). С нового же года эти расходы ТОО будет вынуждено нести за счет чистой прибыли. При этом компании сотрудничают с десятками, а иногда сотнями таких индивидуальных предпринимателей. Смогут ли они взять на себя такую дополнительную нагрузку – это вопрос открытый», - комментирует директор практики налогового сопровождения PwC Казахстан Михаил Коваленко.
Компании окажутся перед выбором: либо предложить ИП перейти на общий налоговый режим, либо прекратить сотрудничество. Некоторые бизнесы могут компенсировать расходы ИП, сохранив льготный режим, но это приведет к дополнительным затратам и, скорее всего, повысит цены для потребителей.
«Для предпринимателей переход на общий режим означает рост налогов: вместо 4% (примерно 192 000 тенге при доходе 4 млн тенге) придется платить 10%. Да, можно уменьшить налог за счет вычета расходов - например, на бензин или ремонт, - но они должны быть подтверждены и не всегда покрывают разницу. Даже с учетом затрат на бензин и ремонт (допустим, около 1,2 млн тенге в год) налог составит 360 000 тенге, что почти вдвое больше. Плюс нужно вести бухгалтерский учет, что добавит времени и расходов. Логично, что предприниматели попытаются переложить эти затраты на компании, повышая цены, но согласие компаний при этом не гарантировано», - отмечает Михаил Коваленко.
Таким образом, теоретически, в новом Налоговом кодексе предусмотрен льготный режим налогообложения для малого бизнеса, но на практике его применение может быть в значительной степени ограничено операциями «B2C», то есть когда налогоплательщики на СНР работают с физическими лицами.
Сотрудничество по принципу «B2B», когда налогоплательщики на спецрежиме работают с юрлицами, приводит к высокой нагрузке для одной из сторон. В итоге либо средний и крупный бизнес фактически оплачивают льготы малого бизнеса, либо малый бизнес отказывается от льготного режима и платит налоги в полном объеме.
«Как представители компаний, работающих с ИП, мы находимся в диалоге с государственными органами. Их позиция заключается в том, что новое регулирование направлено на борьбу с дроблением бизнеса, когда компании или ИП с крупными оборотами создают несколько юрлиц для искусственного разделения единого бизнес-цикла и снижения налогов. Мы понимаем намерение законодателей, однако наш международный опыт подсказывает, что есть и другие способы решения данного вопроса», - комментирует партнер практики по услугам налогообложения, юридического сопровождения и управления персоналом PwC Казахстан Елена Каева.
Проблема дробления бизнеса актуальна не только для Казахстана. В то же время в большинстве развитых стран - США, Великобритании, Австралии, а также у наших соседей, России и Узбекистана, отсутствуют ограничения на вычеты при закупках у малого бизнеса, работающего на упрощенной системе. В этих странах борьба с дроблением ведется через налоговое администрирование. В России, например, применяется концепция «необоснованной налоговой выгоды». Она позволяет налоговым органам увеличивать обязательства по операциям, которые не имеют экономического смысла, кроме снижения налогов.
В новом Налоговом кодексе предусмотрен аналогичный механизм. Он закреплен в статье 30, которая запрещает уменьшать налоговые обязательства путем искажения данных о хозяйственной деятельности или объектах налогообложения. Также она не допускает снижение налога через сделки, целью которых является его неуплата. То есть в кодексе есть механизмы борьбы с дроблением бизнеса, однако предпочтение отдано запретительным нормам, а не усилению налогового администрирования, что вызывает вопросы с учетом возможных рисков для экономики.
Причины могут быть разные, но важно понимать: краткосрочная цель по увеличению бюджетных поступлений не оправдывает методы, которые могут нанести ущерб экономике в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Исправление последствий обойдется стране гораздо дороже. Тем более что развитие малого бизнеса - приоритет государства, а подобные нормы этому препятствуют. Целесообразным было бы пересмотреть положения нового Налогового кодекса, исключив спорную норму и одновременно повысив качество администрирования
«К нам обращаются клиенты, и мы видим, что эта статья вызывает недоумение у представителей малого и крупного бизнеса, а также у профильных объединений и экспертов. Они поддерживают идею корректировки Налогового кодекса и усиления налогового администрирования. Сейчас важно услышать бизнес и найти решение, которое обеспечит развитие, а не создаст новые барьеры», - отмечает Елена Каева.
Читайте также
В правительстве считают, что большинство предпринимателей останутся в общеустановленном режиме
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
