Создаются барьеры и неудобства - депутат о платных парковках
Олжас Нуралдинов предложил закрепить за каждым пользователем два парковочных адреса по льготному тарифу: по месту проживания и работы
Казахстан активно внедряет цифровые решения в сфере городского управления, в том числе — в системе платных парковок. Этот процесс направлен на повышение удобства и оптимизацию транспортных потоков. Однако на практике в крупнейших мегаполисах - Алматы и Астане - реализация этой идеи вызывает у граждан справедливые вопросы. Об этом говорится в депутатском запросе члена фракции партии «Ак жол» Олжаса Нуралдинова на имя премьер-министра Олжаса Бектенова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
«Первоначально платные парковки создавались для снижения загруженности центра города. Но сегодня они массово устанавливаются даже в спальных районах. Жители вынуждены платить за парковку у собственных домов, под своими окнами. В результате это становится дополнительным финансовым бременем для тысяч казахстанцев», - сказал он.
Он уточнил, что в действующей системе отсутствует выбор способа оплаты, и во многих зонах парковки можно оплатить исключительно через QR-код или мобильное приложение.
«Однако бывают ситуации, когда временно не работают приложения, нет стабильного доступа к интернету или временно заблокирована банковская карта. Единственный выход - оплатить наличными, однако парковочные терминалы, как правило, отсутствуют. Вместо предоставления альтернативы таким гражданам система сразу применяет штраф — 4 000 тенге за парковку стоимостью 100 тенге. Между тем законодательство прямо предусматривает расчёты как наличными, так и безналичными средствами, следовательно, исключение наличной формы оплаты противоречит правам граждан и принципу доступности. Напомним, что цифровизация призвана делать жизнь людей удобнее и стирать барьеры, а в данном случае напротив создаются барьеры и неудобства», - отметил депутат.
Он подчеркнул, что операторы парковок действуют в неконкурентной среде, где граждане при парковке автомобиля у места работы или своего дома лишены выбора и вынуждены пользоваться услугами конкретного оператора и его системы и способа оплаты.
В запросе депутат остановился и на вопросе прозрачности финансовых потоков. По его данным, ежегодно в Астане и Алматы через систему платных парковок собираются миллиарды тенге, но данные о распределении этих средств, объёме поступлений в бюджет отсутствуют в публичном доступе.
«Если операторы получают право на управление общественным пространством, они обязаны обеспечивать прозрачность перед обществом и уважение к правам граждан. В прежние годы именно платные парковки были одним из предметов коррупционных скандалов Старого Казахстана. В этой связи фракция «Ак жол» считает необходимым закрепить за каждым пользователем два парковочных адреса по льготному тарифу: круглосуточно по месту проживания и в рабочее время по месту работы», - считает депутат.
Олжас Нуралдинов напомнил, что такой подход – оплата по минимальной цене – применил «КазАвтоЖол» для проезда жителей пригородных сёл по платным автодорогам.
«На наш взгляд, аналогичный механизм для оплаты парковок позволит сделать тарифы более справедливыми. Также считаем необходимым, чтобы каждая парковочная зона была оборудована паркоматами для приёма оплаты любыми средствами, включая наличные, и оснащена камерами видеонаблюдения. Гражданин, оплачивая услугу, должен быть уверен в том, что его автомобиль не просто занимает место, но и находится под наблюдением», - указал депутат.
«Ак жол» также предлагает раскрыть условия договоров операторов платных парковок с акиматами и провести аудит их деятельности.
«В случае, если эти договоры являются невыгодными для города, пересмотреть их условия с тем, чтобы главным выгодополучателем был городской бюджет, а не чьи-то персональные карманы. И обеспечить регулярное публичное раскрытие финансовой отчётности перед маслихатами и прессой», - заключил Олжас Нуралдинов.
Ранее
депутат Бакытжан Базарбек раскритиковал деятельность частных парковок в Астане, отметив, что они получают значительные доходы, но не выполняют свои обязательства.
Также Верховный суд Казахстана вынес постановление о том, что договор между ТОО «Парковочное пространство Астаны» и акиматом столицы должен быть расторгнут.
Читайте также
Они касаются системы ОСМС и штрафов за парковку
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
