Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Инфляция и стабильность: какую стратегию выбирает Казахстан?

Инфляция и стабильность: какую стратегию выбирает Казахстан?

Одним из ключевых вызовов остаются инфляционные ожидания граждан и бизнеса

Капитал - Инфляция и стабильность: какую стратегию выбирает Казахстан?

Инфляция в Казахстане все еще остается ощутимой – свыше 12% в годовом выражении. Влияют на ее уровень как внутренние, так и внешние факторы. Но система мер, которую реализует правительство и Национальный банк, не реактивна, она нацелена на устойчивость. Такой подход требует большего временного периода, но в правительстве есть четкое понимание: нерыночные инструменты воздействия на инфляционные процессы дадут слишком краткосрочный результат «в моменте», но в последующем «отыграют» еще более высоким и неконтролируемым ростом. Поэтому применяется стратегический подход, выстраивающий эффективную антиинфляционную политику. 

Еще в 2023 году Казахстан официально перешёл к режиму инфляционного таргетирования с плавающим курсом тенге. Цель такого перехода - удерживать инфляцию вблизи 5% в среднесрочной перспективе. Чтобы удержать тренд, Нацбанк применяет инструмент повышения ключевых ставок и «охлаждения» кредитования, особенно потребительского. Правительство со своей стороны усиливает меры нетарифного регулирования: ограничение экспорта сельхозсырья, контрактование урожая в стабфонды, контроль распределения продукции и сырья. Это позволяет смягчать «просадки» на продуктовом рынке и сдерживать дефицит.

Одним из ключевых вызовов остаются инфляционные ожидания граждан и бизнеса. В определенных случаях такие ожидания играют весьма существенную роль в повышении инфляции, когда цены растут именно на ожиданиях. Одним из последних примеров может служить проводимая налоговая реформа, когда бизнес начал адаптацию к предстоящим с нового года новым налоговым условиям. И, как отмечают многие аналитики, за счет этой адаптации основной пересмотр цен уже произошел в текущем году, соответственно, в 2026 году резких рывков быть уже не должно.

Для снижения так называемого «психологического давления» на цены, правительство и Нацбанк публикуют результаты опросов и сценарии макроэкономического развития.  Помимо этого, по поручению премьер-министра страны, министерства и акиматы областей ведут координированную работу по сдерживанию инфляции, вплоть до участия в контроле над ценами и логистикой.

Нужно понимать, что без режима таргетирования и жесткой монетарной политики курс тенге мог бы просесть гораздо сильнее, что привело бы к спирали импортной инфляции. С другой стороны, без контроля над ростом тарифов ЖКХ — резкие скачки «коммуналки» стали бы главным драйвером годовой инфляции, особенно болезненно для малоимущих. Ну а без контрактования урожая и стабфондов продуктовая инфляция могла выйти из-под контроля, особенно в регионах, где транспортные расходы и логистика уже высоки. По сути, в случае отсутствия всех этих скоординированных действий между ведомствами восходящий тренд ожиданий мог «подсадить» цены даже на стабильные товары. Это не означает, что битва выиграна, но признаки «притормаживания» налицо.

При этом пока, к сожалению, не удается обойтись без режима так называемого «ручного регулирования», когда государственные органы вынуждены вмешиваться в рыночные процессы. Но речь в таких ситуациях идет не о тотальном контроле за ценообразованием, а о «перегибах», допускаемых отдельными субъектами рынка. К примеру, в некоторых маркетплейсах, являющихся, к слову, одним из проинфляционных факторов на потребительском рынке, выявлялись завышенные сверх установленных пределов торговые надбавки. Разумеется, спекулятивные тенденции контролирующие государственные органы пресекают.

По сути, таргет является путем к долгосрочному эффекту и устойчивости. Ключевой смысл такой политики - не сбить инфляцию прямо сейчас ценой шока, а заложить фундамент ее стабилизации на годы вперед. И установленная «конечная точка» в 5-6% - как цель, формирующая ориентиры для бизнеса, инвесторов и граждан.

Открытость прогнозов, ориентиров при принятии решений и предсказуемость политики государства являются важными составляющими антиинфляционной политики. Бизнесу важно ориентироваться на предсказуемую процентную политику,

четкие тарифные правила, программы поддержки производства, особенно в части импортозамещения, низкую «ценовую нестабильность» как конкурентное преимущество.

Меры, заложенные сегодня, могут стать фундаментом, который позволит Казахстану после «инфляционного цикла» перейти к устойчивому росту с низкой ценовой нестабильностью. Базовая ставка и процентная политика помогают охлаждать избыточный спрос и кредитный бум, особенно в непродуктовых сегментах. Стабильность тарифов и инфраструктурные инвестиции - модернизация ЖКХ по модели «Тариф в обмен на инвестиции» создает устойчивую основу, чтобы в будущем рост тарифов был умеренным и понятным. Сбалансированное внутреннее производство и импортозамещение - поддержка переработки, развитие малых и средних производств, «заказ на инвестиции» - все это уменьшает уязвимость от внешних шоков.  Снижение инфляционных ожиданий - каждое слабое звено контроля (управление информацией, ценовые гарантии, мониторинг) помогает не допустить самоподкручивания цен. Когда эти меры действуют вместе, эффект становится мультипликативным, но не моментальным: цены сдуваются медленно, но устойчиво, и экономика привыкает к новому ценовому режиму.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram