Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Почему продуктовый импорт вытесняет товары отечественных производителей

Почему продуктовый импорт вытесняет товары отечественных производителей

Руководители отраслевых ассоциаций отмечают, что их проблемы решаются только на бумаге

Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Казахстанские производители продуктов питания, уже не первый год говорят о проблемах с «серым» импортом и сложных отношениях с торговыми сетями, которые предпочитают продавать импортные, а не отечественные продукты. Вопросы поднимаются крайне важные, так как речь идёт о продовольственной безопасности страны, однако поддержку со стороны государства производители находят пока только на словах.

За два года активной работы Альянса отраслевых союзов пищевого сектора РК риторика ответственных за поднятые вопросы государственных органов поменялась, и на словах сейчас практически все они заявляют о необходимости поддержки и защиты отечественных производителей. Но на практике важные и необходимые инициативы отраслевых союзов пищевого сектора практически не поддерживаются, а заключение правительства на подготовленный ими законопроект о поддержке отечественного производства получено практически полностью отрицательное.

То, что предложения, направленные на подъём отечественной экономики и собранные в несколько важных блоков, не получили поддержки, конечно, не прибавляет отраслевикам оптимизма. Однако, они отмечают, что в связи с отрицательным заключением накопившиеся проблемы все равно никуда не делись и их необходимо решать. Поэтому отраслевые союзы призывают профильные министерства садиться за стол переговоров, создавать рабочие группы и находить компромиссные пути. И если нельзя решить наболевшие вопросы предложенными в законопроекте методами, то нужно решать их по-другому, но так, чтобы всё-таки поддержать отечественного производителя, защитить внутренний рынок и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Пока эта большая и важная работа ещё только предстоит, торговые сети, являющиеся монополистами практически во всех регионах страны, продолжают пользоваться «правом сильного» и диктуют производителям свои условия работы, навязывая пресловутые ретро-бонусы и в целом кабальные контракты.

«Отраслевые союзы уже два года ведут работу по защите своих интересов, и достижением мы считаем то, что уже наладился какой-то регулярный диалог с госорганами, - отмечает директор «Молочного союза Казахстана» Владимир Кожевников, - Мы встречаемся на площадке Совета по Агропромышленному комплексу партии AMANAT. На регулярной основе к нам приходят представители государственных органов, которые задействованы в решении поднятых вопросов. Для них это уже стало нормой, они слышат нас, знают нашу проблематику и чувствуют, что мы предлагаем важные и крайне нужные вещи. И правительство в целом все это слышит и всю эту аргументацию воспринимает, а потом ретранслирует в своих сообщениях. Но пока, как у нас это, к сожалению, часто бывает, все затормозилось на этапе реализации итогов этой работы в государственных ведомствах. Требуется провести перестройку ряда процессов, принять определенные решения и так далее. И все это идет с большим скрипом».

В итоге, отечественные производители получают поддержку на словах, а на деле ничего не меняется. И самый характерный пример последнего времени приводят в «Союзе птицеводов Казахстана».

Благодаря инициативам производителей не так давно была принята важная поправка к Налоговому кодексу, согласно которой усиливается ветеринарный контроль на границе. Дело в том, что существует огромная доля «серого» импорта, который пересекает казахстанскую границу без проверок и затем наводняет базары и магазины. Ввезенная по «серым» схемам продукция стоит дешевле и поэтому ее быстрее раскупают потребители, хотя и рискуют при этом своим здоровьем. Казахстанские же производители, в связи с наплывом дешевого «серого» импорта, не могут реализовать свои качественные продукты и вынуждены сокращать ассортимент, производства, а то и вовсе закрываться.

Цель принятой поправки в Налоговый кодекс – усиление контроля над импортом продуктов питания и товаров сельхозпроизводства. Благодаря этой поправке ветеринарная служба Казахстана получила право доступа к информации Комитета госдоходов, содержащей сведения о пищевых продуктах и сырье животного происхождения, пересекающих нашу границу. Более того, если говорить конкретно о куриных яйцах, то приказом Минсельхоза ещё и введён полный запрет ввоза импортного яйца из третьих стран на территорию Казахстана с апреля по сентябрь 2025г. Однако, как сообщают в «Союзе птицеводов Казахстана», фиксируются многочисленные факты торговли импортным, а также немаркированным и потому потенциально опасным для здоровья населения яйцом.

«После вступления в силу запрета на ввоз яиц из третьих стран с апреля по сентябрь 2025 года, наша мониторинговая группа провела выездную работу в трёх регионах – Кызылорде, Атырау и Уральске. В результате были зафиксированы случаи реализации импортного и немаркированного яйца, происхождение и качество которого вызывают вопросы. Такая продукция присутствует как на рынках, так и в ряде торговых сетей. Мы направили информацию о выявленных фактах в уполномоченные ведомства – и в отдельных случаях были предприняты меры, такие как изъятие продукции или наложение штрафов. Однако, чтобы добиться устойчивого результата, необходимо доработать механизм исполнения приказа. Мы предлагаем чётко определить зону ответственности каждого органа, а также разработать понятный и прозрачный алгоритм действий. Это поможет усилить контроль, обеспечить безопасность продукции и поддержку отечественных производителей», – резюмировал президент «Союза птицеводов Казахстана» Кайрат Маишев.

После всей этой ситуации в «Союзе птицеводов Казахстана» пришли к выводу, что приказ министра сельского хозяйства о запрете на ввоз яиц не имеет четкого механизма реализации, а государственные органы проявляют безразличие и формализм в его исполнении. Кроме того, территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК обладает возможностью оперативного реагирования на обращения, но не доводит работу до логического конца. А Комитет торговли МТИ ограничен контролем только за торговой надбавкой, что не позволяет эффективно влиять на стабильность цен на этот продукт.

В Союзе предлагают внести в приказ министра сельского хозяйства уточнения относительно механизма исполнения, с конкретным определением ответственности государственных органов. А также разработать в МСХ или МТИ алгоритм действий для обеспечения исполнения приказа, включая определение объема информации о причинении ущерба государству, его размере и так далее. Но будут ли услышаны эти логичные предложения? А главное – будет ли они не просто услышаны, а ещё и воплощены в жизнь?

Сложными остаются и взаимоотношения отечественных производителей продуктов питания с торговыми сетями. Торговые сети, по-прежнему, «давят» производителей ретро-бонусами и, по сути, поддерживают импорт, а не своих казахстанских производителей.

«По оценкам отраслевых союзов, сохраняется тенденция к снижению доли казахстанских продуктов в торговых сетях и на рынках страны. В ряде категорий наши продукты составляют уже менее половины от всего объема. Но при этом государство не предпринимает никаких мер по защите отечественных производителей от недобросовестной конкуренции с импортом, а ритейлеры продолжают устанавливать в своих супермаркетах крайне невыгодные условия и вытеснять из своих сетей местных производителей, даже имеющих общереспубликанский охват. Те же ретробонусы, на которые жалуются практически все производители, у нас запрещены законом.  Но торговые сети берут ретро-бонусы завуалировано - под видом дополнительных услуг, например, рекламы. Все знают, что таким образом они обходят закон, но при этом они не несут за это ответственности», - говорят в Альянсе отраслевых союзов пищевого сектора РК.

В результате, мы видим картину, когда министерство торговли и интеграции рапортует о том, что отечественных продуктов в местной рознице до 80-90% и росте производства продуктов питания, как это было недавно, но по факту оказывается, что речь идёт, прежде всего, о продукции аграриев, о не переработанной сельхозпродукции. Переработчики же, поставляющие продукцию с высокой добавленной стоимостью, и о необходимости, увеличения которой постоянно говорит наш Президент, имеют и возможности, и производственные мощности, и персонал, и компетенции для того, чтобы сельхозпродукцию перерабатывать в качественные продукты питания. Но все это сдерживается тем, что производители не могут продать свои продукты в торговых сетях, потому что ритейл предпочитает продавать импорт, на котором он больше зарабатывает. Вот такой вот заколдованный круг, который всё больше рискует стать петлей на шее отечественного производителя.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram