За сентябрь-октябрь фактический объем перевозок зерна нового урожая ожидается на уровне 2,2 млн тонн, что более чем наполовину превышает общий объем перевозок за восемь месяцев этого года, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АО «НК «Қазақстан темір жолы».
«При этом КТЖ был готов оказать услуги на перевозку зерна в сентябре-октябре в объеме 4,3 млн тонн, из которых 3,6 млн - на экспорт, соответствующие планы со стороны компании были ранее согласованы. Однако эти планы были не выполнены в силу ряда причин, таких как изношенность погрузочных ресурсов элеваторов и хлебоприемных пунктов, неудовлетворительное состояние подъездных путей, отсутствие собственных локомотивов практически у половины действующих элеваторов. С учетом этих обстоятельств погрузочные мощности всех элеваторов и ХПП составляют в среднем 600–650 вагонов в сутки, или 1-1,2 млн тонн в месяц. Со своей стороны компания готова запланировать на ноябрь перевозку свыше 2 млн тонн, из которых на экспорт - 1,7 млн тонн», - сообщили в КТЖ.
Ограничения в направлении Китая напрямую связаны с возможностями принимающей стороны. Это достаточно длительные процедуры выгрузки зерна, анализа проб, рабочий график таможенной службы КНР только в дневное время и так далее. По этой причине максимально возможный ежемесячный объем вывоза зерновых грузов в КНР составляет порядка 150 тыс. тонн. И это при условии соответствия качества груза и наличия действующих лицензий у грузополучателей Китая. Кроме того, в начале сентября КНР прекратила прием в бондовую зону всех зерновых грузов, после чего последовала череда отказов в приеме и возврате зерновых грузов. В результате на возврат было поставлено более 360 вагонов, проинформировали в нацкомпании.
Принимая во внимание ограничения приема зерновых в контейнерах по два состава в сутки на два стыка (Алтынколь и Достык) и учитывая временные задержки по прохождению таможенных процедур и анализов груза, на территории Казахстана происходит скопление контейнерных поездов. Это приводит к занятости инфраструктуры и оказывает влияние на перевозки в других направлениях. В этой связи для обеспечения бесперебойного пропуска пассажирских и грузовых поездов и проведения строительных и ремонтных работ на магистрали в настоящее время компания вынуждена регулировать погрузку зерновых грузов в контейнерах, пояснили в КТЖ.
Несмотря на временные затруднения в китайском направлении, стоит отметить, что зерно нового урожая возвратилось на традиционные рынки Центральной Азии: за сентябрь-октябрь рост поставок зерна в этом направлении составил более 1 млн тонн или 30% к уровню прошлого года (в 2023 году 782 тыс. тонн). Возобновлены перевозки на Иран через порт Актау - за два месяца отгружено более 250 тыс. тонн против 222 тыс. тонн за девять месяцев 2023 года. Также начались перевозки в страны Евросоюза как через порты РФ, так и Прибалтики, набирают обороты перевозки на новый рынок Турции.
Читайте также
Покупатель должен предоставить подтверждающие документы на посевные площади