В Послании народу страны от первого сентября 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручал обеспечить единый контроль над ценами по цепочке от производителя до потребителя, чтобы исключить лишних посредников. О том, как исполняется данное поручение, рассказала первый вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова.
- Айжан Адиловна, как известно, Президент в Послании 2021 года говорил о важности установления единого контроль над ценами, на тот момент за эту работу отвечало несколько ведомств. «После очередного скачка цен они вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер начинают «кивать друг на друга». Пора навести порядок в этом деле. Следует разграничить зоны ответственности, определить один орган в качестве основного, прописать четкие регламенты взаимодействия остальных ведомств. Правительство должно принять решение по этому вопросу в месячный срок», - поручал он. Расскажите, какие результаты в сфере госконтроля торговой деятельности были достигнуты в текущем году?
Если немного предыстории, ранее контроль за 15% торговой надбавки осуществлялся местными исполнительными органами. Эта компетенция была передана Министерству торговли и интеграции только в середине прошлого года.
И если смотреть по цифрам, то это было верное решение.
С начала года наши территориальные подразделения вынесли 2807 административных постановлений за превышение торговой надбавки. Это включает 190 штрафов и более 2,5 тыс. предупреждений на сумму 12 млн тенге. В сравнении с тем же периодом прошлого года количество постановлений возросло в 4 раза, что свидетельствует об эффективности контроля со стороны Министерства.
Важным инструментом для выявления нарушений является анализ электронных счетов-фактур (ЭСФ). Здесь мы активно взаимодействуем с Комитетом государственных доходов, совместно проводим оперативный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары, каменный уголь и зерно. Таким образом, анализируется вся цепочка поставок – от производителя до торговой полки, в процессе которой выявляются факты нарушения размера торговой надбавки, наличие непродуктивных посредников, монополистов и тех, кто занимается оптовой реализацией без регистрации в качестве предпринимателей. Каждый факт анализируется, и при подтверждении по ним принимаются соответствующие меры.
Только за полгода проанализировано 5,3 тыс. цепочек поставок продовольственных товаров, выявлено более 2,5 тыс. рисков нарушений торгового законодательства. Для сравнения, за весь 2023 год было проанализировано 4,5 тыс. цепочек и выявлено 824 риска. Как видно, результативность налицо.
Для справки:
Допустимый размер предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) составляет не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика.
В перечень СЗПТ входит 19 продуктов питания, круп и овощей: мука 1-го сорта, хлеб из муки 1-го сорта (формовой), рожки (весовые), гречка (весовая), рис (весовой), картофель, морковь, лук, капуста, сахар-песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость), молоко 2,5% жирности в мягкой упаковке, кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5 % жирности), яйцо куриное (I категория), соль поваренная пищевая (кроме «Экстра»), творог 5 – 9 % жирности.
Поэтому нами разработана поправка в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) по ужесточению административных взысканий за превышение торговой надбавки. В частности, предлагается заменить предупреждение на штраф от 5 до 150 МРП за первое нарушение, в зависимости от субъектности. Не раз общественностью и депутатами поднимался вопрос соразмерности наказания за несоблюдение 15% торговой надбавки.
Согласно действующей норме 204-4 КоАП РК, за первое нарушение торговой надбавки предусмотрено предупреждение, и только за повторное – штраф 10-300 МРП. Следует отметить, что невозможно сразу вернуться к повторной проверке, даже если предприниматель не устранил нарушение. Необходимо выждать минимум два месяца, за это время количество нарушений может значительно возрасти.
Кроме того, на местах активно работают региональные комиссии по расследованию посреднических схем. С начала года проведено около 1000 заседаний комиссий, выявлено порядка 3 тыс. фактов непродуктивного посредничества и превышения торговой надбавки. Одновременно ведется разъяснительная работа с предпринимателями и физическими лицами. В итоге комплексной работы мы наблюдаем снижение цен СЗПТ на полках от 5 до 30%.
В целом, работа по стабилизации цен и контролю за соблюдением торгового законодательства ведется на постоянной основе.
- Какие новшества в предоставлении господдержки субъектам внутренней торговли появились с передачей новых компетенций Министерству? Как новые меры господдержки и национальный стандарт СТ РК 1754-2024 могут повлиять на развитие торговли и модернизацию торговых рынков в стране?
Для стимулирования создания торговой инфраструктуры современного формата в этом году Министерство получило компетенцию по предоставлению мер господдержки субъектам внутренней торговли. В рамках новой инициативы запущен востребованный со стороны бизнеса инструмент – субсидирование процентной ставки, который составит для конечного заемщика не более 9%.
Для обеспечения недостающего залогового обеспечения субъекты внутренней торговли смогут воспользоваться инструментом в виде гарантирования кредитов.
Меры господдержки также направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей в части доступа к торговым полкам. Так, предусмотрены встречные обязательства для получателей мер господдержки по размещению отечественных продовольственных товаров в размере не менее чем 50% и непродовольственных – не менее чем 20% на полках. Это отличная возможность для наших производителей увеличить объемы, расширить ассортимент, и продемонстрировать свой товар населению.
Учитывая, что сегодня одним из популярных форматов торговли являются рынки, Министерством ведется планомерная работа по их модернизации. Так, установлен единый срок модернизации для всех торговых рынков – до 31 декабря 2025 года.
Таким образом, Министерством поддержана деятельность более 20 тысяч предпринимателей-арендаторов и более 5 тысяч работников рынков. Совместно с местными исполнительными органами и бизнесом определены торговые рынки, которые должны быть модернизированы. В Дорожную карту по модернизации вошли 75 рынков. Из них в этом году будут модернизированы 16 рынков, в 2025 году – 59.
Введен национальный стандарт СТ РК 1754-2024 «Классификация торговых объектов». Он устанавливает классификацию торговых объектов и общие требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей, а также на улучшение освещенности, благоустройство прилегающей территории, обеспечение удобных подъездных путей и пешеходного доступа к входам.
- Какие основные изменения в организации ярмарок были внесены в соответствии с новой редакцией Правил внутренней торговли?
В них детализированы требования по организации и проведению ярмарок. Ярмарки классифицируются на пять видов: сельскохозяйственные, сезонные, праздничные, тематические и региональные специализированные выставки.
Местные исполнительные органы теперь отвечают за организацию ярмарок и выставок в соответствии с национальным стандартом СТ РК 1756 «Услуги торговли. Общие требования». Они также утверждают календарь ярмарок, определяют их тематику и предоставляют места участникам на безвозмездной основе.
Новые правила включают:
· периоды проведения ярмарок: сельскохозяйственные ярмарки проходят не реже одного раза в две недели в районах, и один раз в неделю в городах республиканского и областного значения, а в столице – ежегодно с июня по ноябрь; сезонные ярмарки организуются в выходные дни месяца до удовлетворения сезонного спроса; праздничные ярмарки начинаются не позднее пяти дней до государственного праздника; тематические ярмарки проводятся не реже одного раза в квартал;
· ценовые условия: сельскохозяйственные, праздничные и сезонные ярмарки должны устанавливать цены ниже средних рыночных на 15%;
· процедуру подачи заявок: участники могут подать заявки в электронной форме, которые обрабатываются в течение двух рабочих дней. Схема торговых мест публикуется за день до ярмарки.
Ярмарки могут проходить одновременно и в одном месте, и на месте проведения ярмарок допускается деятельность субъектов общественного питания. При распределении торговых мест предпочтение отдается отечественным товаропроизводителям.
- Растет ли доля электронной торговли в Казахстане, и какие меры принимаются для ее развития?
С 2020 года объемы электронной торговли увеличились в 5 раз, с 0,5 трлн тенге до 2,5 трлн тенге в 2023 году. Доля электронной торговли в розничной торговле составила 12,7% по итогам 2023 года.
Предполагается, что доля электронной торговли увеличится и в текущем году. Уже за первое полугодие 2024 года объем рынка электронной торговли составил 1,5 трлн тенге.
Наиболее популярными интернет-магазинами в Казахстане являются Kaspi.kz, OZON, Wildberries, Halyk Market и другие. Всего на долю крупных маркетплейсов приходится 80-90% объема электронной торговли. На маркетплейсах особенно востребованы телефоны и гаджеты, бытовая техника, компьютерные товары и программное обеспечение, автотовары, а также одежда, обувь, спортивные товары, косметика, товары для дома, продукты питания и мебель. Эти категории товаров полностью удовлетворяют потребности нашего населения.
Отдельным и активно развивающимся направлением является электронная покупка и доставка продовольственных товаров на дом. Сегодня потребители могут заказать продукты из супермаркетов, рынков и даже небольших магазинов у дома, что свидетельствует о высокой востребованности этой услуги и динамичном развитии данного сегмента бизнеса.
Для поддержки рынка электронной торговли мы утвердили новые Правила оказания государственной поддержки. Поправки касаются:
1) включения в перечень проектов, по которым допускается субсидирование и гарантирование проектов по разработке программного обеспечения и его сопровождения для электронных торговых площадок;
2) включения в перечень видов экономической деятельности ОКЭД по электронной торговле, по которым поддерживается субсидирование и гарантирование проектов;
3) установления обязательных условий для электронных торговых площадок, касающихся установления отличительного знака маркировки «Қазақстанда жасалған» на товары, произведенные в Казахстане, создания отдельного раздела для таких товаров, а также их продвижения на электронных торговых площадках. Обязательные условия будут касаться электронных торговых площадок по проектам, которые будут допускаться к субсидированию и гарантированию кредитов и финансовому лизингу.
Мы уделили значительное внимание повышению цифровой грамотности бизнеса и населения. В стране были запущены центры обучения электронной торговли, которые уже привлекли более тысячи участников. Наибольшая активность проявляется в Астане, Актюбинской и Мангистауской областях.
С начала года совместно с субъектами бизнеса проведено 6 заседаний диалоговой площадки по вопросам электронной торговли, на которых был разработан План развития электронной торговли до 2027 года. План включает совершенствование законодательства, запуск обучающих курсов, внедрение финансовых мер поддержки и развитие международного сотрудничества.
В рамках концепции развития электронной торговли Правительство Казахстана активно сотрудничает с международными организациями и крупнейшими российскими маркетплейсами, такими как OZON и Wildberries. По состоянию на первое полугодие 2024 года количество зарегистрированных казахстанских продавцов на площадке OZON более 55 тыс., на площадке Wildberries порядка 115 тыс. Для казахстанских компаний это возможность реализовать свою продукцию в соседних странах.
Открыты национальные павильоны на китайских маркетплейсах Alibaba и JD.com, где представлено большое количество казахстанских товаров. Сегодня на платформах Alibaba и JD.com представлено более 7,5 тысяч товаров. Кроме того, значительное внимание уделяется развитию торгово-логистической инфраструктуры.
Для стимулирования региональной складской инфраструктуры планируется строительство фулфилмент-центров в Алматы и Астане. Также прорабатывается строительство распределительного центра и мультимодального склада в Алматы в рамках совместного предприятия с китайскими партнерами и АО «Казпочта».
- Вы подробно рассказали о том, какая работа проводится ведомством для борьбы с непродуктивными посредниками, а также по развитию электронной торговли и недопущению роста цен, в том числе – на продукты питания. Мы желаем Вам дальнейших успехов, спасибо за интервью!