За первые шесть месяцев этого года ряд отраслей экономики страны показали рост. Например, в сфере информации и связи рост составил 8,7%, в строительстве 8,6%, в отрасли транспорта достигнут показатель роста в 7,3%. Положительная динамика по сравнению с январем-маем зафиксирована в сельском хозяйстве и торговле. А в одной из важнейших направлений - обрабатывающей промышленности динамика роста отмечена в пределах целевых индикаторов – это рост на 5,1%.
Если говорить именно об обрабатывающей промышленности, то здесь производство в металлургии выросло на 8,3%, химической промышленности – на 5,3%, мебели – на 28,3%, в фармацевтике – на 14,8%. В правительстве отметили, что такие показатели достигнуты благодаря тому, что в стране совершенствуют меры государственной поддержки предприятий. Кроме того, на росте объема производства готовой продукции положительно сказывается привлечение инвестиций. По последним данным, за январь-июнь текущего года в стране ввели 18 проектов общей стоимостью более 150 млрд тенге.
Напомним, ранее по поручению президента в стране реформировали работу Инвестиционного штаба. Этот штаб направлен на то, чтобы своевременно и оперативно решать вопросы, которые могут мешать развитию инвестиционных проектов. Кроме того, вносят изменения в законодательство, чтобы снизить административные барьеры и упорядочить господдержку.
Однако, по словам бизнесменов, кроме помощи в развитии производства готовой продукции, необходимо также поддержка в экспорте товаров. Развитие логистики важно не только для отечественных бизнесменов, но и для укрепления страны как транспортно-логистического хаба региона. Например, важнейшим может стать международный транспортный коридор «Север – Юг». В течение трех лет ежегодную пропускную способность восточного направления этого коридора намерены увеличить до показателя 10 млн тонн. Сейчас этот показатель на уровне 6 млн тонн. Для того, чтобы нарастить пропускную способность, направят инвестиции в размере 1,9 млрд долларов.
Активно намерены развивать также логистику в Мангистауской области. Например, Бейнеуский зерновой терминал. Площадь этого терминала составляет 26 гектаров и у него есть выход к границе с Туркменистаном. Есть и железнодорожные пути. Это терминал единовременно позволят хранить порядка 100 тыс. тонн зерна. Мощности терминала намерены увеличить.
Наиболее масштабным и перспективным является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Также его называют «Средним коридором». Он пролегает по территории Китая, Казахстана, акваторию Каспийского моря, Азербайджана, Грузии. Дальше можно выйти на рынок Турции и стран Европы.
Этим коридором заинтересовались и международные партнеры. Европейская комиссия и Казахстан заявляли о готовности совместно развивать маршрут, связывающий европейские страны и Азию. Причем путь по этому коридору займет не более 15 дней, что важно для экспорта товаров. Ранее сообщалось, что зарубежные финансовые институты заявили, что направят 10 млрд евро для развития логистики в Центральной Азии. Тогда же поясняли, что финансирование Транскаспийского международного маршрута направлено на то, чтобы этот коридор стал современным, скоростным, мультимодальным маршрутом. Отметим, в прошлом году по этому Среднему коридоре перевезли 2,8 млн тонн груза. Это почти в два раза больше, чем было в 2022 году.
Таким образом, можно говорить о том, что что полноценный эффект от развития собственного производства товаров с высокой добавленной стоимостью можно получить при параллельном развитии путей экспорта продукции и расширения географии поставок.