28 августа на официальном портале правительства сообщили об утверждении перечня из 17 крупных проектов в рамках реализации Послания президента о создании кластеров высокого передела. Что такое кластер, что он даст регионам и о разнице между идеей и реализацией изданию Taspanews.kz рассказал финансовый аналитик и экономист Арман Бейсембаев.
Он отметил, что кластер — это связанная цепочка предприятий, которые взаимодополняют друг друга. Экономист считает кластерное развитие правильным подходом: с его помощью развивалась Южная Корея, так развиваются Китай, Объединенные Арабские Эмираты.
Но это не то же самое, что свободная экономическая зона (СЭЗ). СЭЗ — это определенная территория, где несколько иное законодательство, чем в стране. В таких зонах можно локализовать свое производство и получить ряд послаблений: меньше проверок, определенные ставки налогов и так далее.
«А кластеры — это когда у вас в определенном регионе, грубо говоря, вычленяется некое конкурентное преимущество, или тот или иной регион определяется как наиболее удобный для развития какой-то определенной отрасли или ниши», — поясняет эксперт.
В качестве примера типичного кластера он приводит Силиконовую долину в Соединенных Штатах и российский инновационный центр Сколково.
Плюсами развития кластеров высокого передела Арман Бейсембаев называет увеличение поступлений в бюджет, наращивание темпов экономического роста, улучшение человеческого капитала.
«Вы не сможете построить нормальное производство, если у вас не будет местных кадров. В этом вообще не будет никакого смысла», — говорит аналитик.
Еще одним плюсом развития кластеров является увеличение количества рабочих мест. Для производства высокого передела потребуются инженеры высокого класса, которых необходимо будет готовить с нуля.
«А это уже как минимум базовое развитие науки, потому что производство тоже на месте не стоит. Новые технологии развиваются, растут, это наука. Все в связке работает».
Арман Бейсембаев считает идею кластеров концептуально хорошей, но он не уверен в реализации, поскольку деньги имеют шанс «уйти в песок».
«Как у нас это делается? Закладывают фундамент, перерезают ленточку, а дальше? А дальше оказывается, что так оно и осталось. Наверх идут бравурные отчеты, что 100−500 заводов поставили, а оказалось, что никакого производства нет», — предполагает экономист.
Он напомнил о судьбе завода Caspiy Еlectronics в Актау, который был открыт для выпуска отечественных планшетов, но так и не выпустил ни одного: «Все планшеты, которые этот завод якобы выпустил, оказались завезенными из Китая. На кластерных китайских заводах заказали и переклеили логотип».
Руководителя фиктивного предприятия осудили, а само производство спустя восемь лет передали другому инвестору и переквалифицировали для изготовления полиэтиленовых пакетов.